Найти в Дзене
Очень твёрдая атака: бережём голос
Когда мы молчим, голосовые складки разомкнуты, и чтобы запеть, мы должны их сомкнуть. Атака - это момент смыкания связок и запуска фонации гласных звуков. Золотым стандартом атаки является мягкая атака, когда складки мягко соединяются одновременно с подачей на них воздуха. Так мы и воздух не теряем, и удар складок амортизируем. При твёрдой атаке голосовые складки схлопываются с усилием еще до начала фразы, как при кашле. Давление под складками нарастает, и воздух из лёгких как бы выбивает себе щель между складками, запуская их вибрацию...
5 лет назад
Направляем голос правильно: точка Морана
Вокалист не слышит свой инструмент так, как другие музыканты. Наше представление о собственном голосе искажено, что может влиять на технику. Поэтому важно ориентироваться на вибрационные ощущения от звука в теле. Чтобы понимать, что звук подается в правильном направлении, учёные-физиологи рекомендуют ловить вибрацию в Точке Морана. Jean Mauran, французский оперный баритон, описал в 1928 году метод фиксации внутренних ощущении от подачи звука в точке передней части нёба, позади верхних зубов. Он наблюдал...
1683 читали · 5 лет назад
Книжный обзор: «Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров», коллектив авторов
Очень полезная, но скучная книга. Махровый канцелярит, предложения длиной в абзац, сноски длиной в предложения. Это не нон фикшн, и даже не учебник, а текст научной работы на 690 стр. И всё же книга ценная. Автор-составитель В.П. Морозов известен тем, что разработал резонансную теорию пения. С 50-х годов он исследует акустику и физиологию голосообразования лучших певцов в Ленинградской и Московской консерватории и в Институте РАН. Теория изложена в другой книге, а здесь он приводит интервью со своими испытуемыми...
5 лет назад
Твенг, или как «перекричать» оркестр
Термин твенг пришел из английского языка и изначально характеризовал тип произношения в южных штатах. Типичный твенг можно услышать в американском кантри или, например, в саундтреке для Теории Большого Взрыва. Дразнящий, плаксивый, будто назальный звук твенга, сегодня присутствует во всех популярных вокальных жанрах. А что если я скажу, что сам прием столетиями использовался еще в оперном пении? Твенг образуется сразу над голосовыми складками. Это пространство сужается опущением надгортанника и сведением черпалонадгортанных складок (см...
118 читали · 5 лет назад
Как часто надо заниматься вокалом?
Об этом хорошо сказал Е.Е. Нестеренко: «Неумело поющие певцы должны беречь голос, а умело поющий певец должен петь как можно больше<…> Неверно поставленный голос от дальнейшего пения изнашивается». С одной стороны, в голосе начинающего вокалиста еще мало опоры, не работают резонаторы и присутствуют зажимы, и решаются эти проблемы только с практикой. С другой, бесконтрольные занятия, неправильное исполнение упражнений, отсутствие необходимого отдыха могут усугубить любую проблему. Важно не только количество занятий, но и качество...
5 лет назад
Никогда не делать: откашливание
Обращали внимание на то, как часто вы делаете это кхм-кхм в желании освободить горло от мокроты? Откашливание травматично для голосовых складок. Мало того что их агрессивное столкновение может привести к повреждению ткани, так это еще и запускает замкнутый цикл: очистили от мокроты, получили сухость, сухость вызвала новое желание откашляться. И чем больше мы мучаем складки, тем больше организм посылает туда мокроты. Я уже писала о том, как важно увлажнение для голоса. Обычно мы не замечаем мокроту на наших связках...
321 читали · 5 лет назад
Можно ли вокалистам молоко?
Долгое время среди вокалистов ходил миф о том, что перед пением нельзя пить молоко. Якобы оно повышает выработку мокроты и увеличивает её вязкость, а это ухудшает контакт голосовых складок. Так вот, это оказалось просто мифом. Исследования не подтвердили изменений в количестве и качестве мокроты после употребления молочных продуктов. Более того, люди, которые верили во вред молока для голоса, описывали больше респираторных симптомов от меньшего количества молока, чем те, кто об этой теории не знал...
146 читали · 5 лет назад
Гнусавый голос в пении
Чаще встречаю гнусавость у людей, которые уже имеют опыт в пении и обладают сильными грудными голосами. Регулярно выступая, они научились дышать и отучились пережимать гортань, но управлять резонаторами еще не умеют. Гнусавый голос узкий, сжатый, резкий, в нем мало тембральных красок, и он плохо влияет на дикцию. Первое, что надо понять: не надо избегать пения в нос. Нос - это просто еще один резонатор. Если он не заложен, а носоглотка не зажата, то гнусавости не будет. Если неопытному певцу запретить петь в нос, то он станет углублять звук в горло и в итоге получит весь набор зажимов...
5 лет назад
Вокальная поза: даже Селин Дион делает это
Поза во время пения влияет на дыхание, а значит, на все аспекты звука. Если мы тянем шею вперед и вниз, сутулимся, сводим плечи - сокращается поток воздуха, возникает напряжение в горле, теряются крайние ноты диапазона, теряется сила голоса. Жан Абитболь в книге «Власть голоса» рассказывает о Селин Дион, которая пришла к нему с жалобой на голос. Оказалось, что сцена, сконструированная для её шоу, имела наклон в 6 градусов для лучшего обзора с дальних рядов. Непривычная поза стала причиной напряжения в горле...
5 лет назад
Книжный обзор: «Власть голоса», Жан Абитболь
Хирург, отоларинголог, фониатр с мировым именем превращается в «лирика» и восхваляет речевой аппарат на ста страницах. Эта книга не только для вокалистов, но для профессионалов голоса в широком смысле: политиков, управленцев, адвокатов, педагогов. Те же правила гигиены голоса, те же болезни, те же приемы передачи эмоций. Абитболь ходит по пятам за чревовещателями, голосовыми имитаторами, кастратами, гипнотизерами, мастерами горлового пения и с восхищённым взглядом просит: «А можно я вас на ларингоскопе посмотрю?» Он расскажет все про физиологию речевого аппарата, но картинок не будет...
5 лет назад
Пить, чтобы петь
Я всегда призываю учеников приносить воду на занятия, и сама попиваю перед ними чаёк. И не потому что я такая раскованная. Голосу это нужно. Частота ноты ля первой октавы равна 440Гц. То есть голосовые складки вибрируют со скоростью 440 раз в секунду. Теперь представьте, что вы хлопаете в ладоши с такой скоростью. Руки бы накалились так, что, наверно, сгорели. То же самое произошло бы со слизистой оболочкой голосовых складок, если бы она не была постоянно увлажнена...
5 лет назад
Женский вокал и гормоны
Гортань - мишень репродуктивных гормонов. Мы знаем, как «ломается» голос у юношей в 12-14 лет. У женщин голос меняется на протяжении всей жизни, и виной тому гормональные циклы. Треть женщин испытывает проблемы с голосом за 3-4 дня до начала менструации и 2-3 дня после. Это явление называется предменструальный вокальный синдром (описан доктором Жаном Абитболем), и вызван он колебанием эстрогена. Когда эстроген падает, голосовые складки отекают, утолщаются, на них появляются микроварикозы, слизистая становится суше, более липкой...
5 лет назад