Найти в Дзене
Daria Mutovkina

Твенг, или как «перекричать» оркестр

Термин твенг пришел из английского языка и изначально характеризовал тип произношения в южных штатах. Типичный твенг можно услышать в американском кантри или, например, в саундтреке для Теории Большого Взрыва. Дразнящий, плаксивый, будто назальный звук твенга, сегодня присутствует во всех популярных вокальных жанрах. А что если я скажу, что сам прием столетиями использовался еще в оперном пении?

Твенг образуется сразу над голосовыми складками. Это пространство сужается опущением надгортанника и сведением черпалонадгортанных складок (см. рис. ниже). В итоге получаем явление, схожее с тем, что происходит в SOVT упражнениях: давление под и над связками выравнивается, и процесс фонации облегчается. Но самое главное, усиливаются частоты голоса в диапазоне 2400-2700 Гц у мужчин и 2700-3500 Гц у женщин, придающие голосу звонкость, ясность и полетность.

В терминах итальянской оперы (самой оперной из всех опер) этот прием называется squillo, в английском встречается название singer’s formant, а в русском с подачи В. Морозова - ВПФ (высокая певческая форманта). Группа усиленных обертонов хорошо улавливается человеческим слухом и легко находит свободную частотную нишу в оркестровых аранжировках, позволяя оперным певцам звучать без микрофона.

Маска (когда звук проецируется спереди лица) и твенг - по сути одно и то же. Различаются упражнения, различаются подходы, могут отличаться ощущения, а цель остается той же - усиление частот в диапазоне 2400-3500 Гц, снятие напряжения с гортани.

Тренируя твенг, стоит быть осторожным. Во-первых, типичные упражнения на твенг (изобразить голос ведьмы, например) задирают гортань. Во-вторых, твенг воспринимается как сжатие гортани (хотя это не так, и так ощущаться не должно), что может приводить к зажимам.