Этот храм находится в самом центре Лхасы. В её сердце. А где сердце Лхасы - там сердце Тибета.
Это один из древнейших храмов Тибета.
Джоканг. Что в переводе с тибетского значит Дом Будды. Ведь именно здесь находится самая важная, самая священная статуя Тибета - статуя двенадцатилетнего Будды.
Во время китайской культурной революции храм был частично разрушен.
В одной его части располагался свинарник. В другой - казармы для солдат.
Потом храм восстановили. И теперь, как и в прежние годы, туда со всего Тибета идут паломники, чтобы совершить кору вокруг храма. Чтобы прикоснуться к ступням статуи Будды в надежде, что их желания исполнятся.
Но как-то всё это выглядит... Даже не знаю, как объяснить. Нарядно, что ли. Слишком прилизано и правильно.
Как ряженные в тибетских костюмах, приезжающие сюда на фотосессии.
Впрочем, это исключительно моё мнение не претендующее на истину.
Мне и знаменитая Чичен Ица в Мексике новоделом кажется.
Давайте я вам лучше просто покажу картинки из Лхасы - вокруг храма, потому что все пути наших прогулок неизменно приводили к нему и немного расскажу об этом храме.
А вы уже сами решите, на что похоже сердце Тибета.
Если забраться высоко-высоко над городом, то сразу можно увидеть золотую крышу Джоканга.
Как цветок распускается она в самом центре Лхасы.
Но начну я не с Джоканга.
Наше знакомство с Лхасой началось поздно вечером.
Уже на подходе к центру всё было подсвечено, расцвечено.
Когда я была здесь семь лет назад, это был такой относительно небольшой достаточно аутентичный городок. С немного пошарпанным, но атмосферным центром.
И он был не настолько китайский.
Сейчас старый центр освещён, вычищен. Кругом светятся надписи.
Мы приехали сразу после великого празднования 70-летия КНР. Так что улицы были вдвойне нарядные. С соответствующей символикой.
Даже если не принимать во внимание всю эту праздничную мишуру, а не принимать её во внимание очень сложно, потому что она лезла в каждый кадр, это был совсем другой город.
Он разросся, появились широкие дороги.
Семь лет назад в городе был один пятизвёздочный отель. Ну и то, пять звёзд ему можно было дать с большой натяжкой, со скидкой на аутентичность Тибета.
Сейчас же здесь построили много отелей на разный вкус и кошелёк. И туристов стало гораздо больше.
Видимо поэтому теперь центр оцеплен. Пройти можно только через блок посты, предъявив документы. Туристы же обязательно должны предъявить пермит.
Как только вы попадаете на территорию Тибета, пермит становится вашим основным пропуском куда бы то ни было. Готовьтесь держать его всегда поблизости, потому что предъявлять придётся очень часто.
И вот он центр. Чистенький, подсвеченный. С аккуратно вымощенной дорожкой для простирающихся паломников.
А вот и паломник, движущийся к храму Джоканг простираниями.
Для тех, кто не знает, что такое простирания, обратимся к вики нашей педии, ибо там об этом очень красиво рассказано.
Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием.
Перед началом простираний буддист порождает в себе правильные устремления.
Сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, которому подобен непросветленный ум, практикующий подносит их к макушке головы. Затем прикладывает их к подбородку и сердцу.
Практикующий касается ладонями земли, затем опускается на колени.
Практикующий ложится на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытягивает руки перед собой, затем поднимает их над головой и встает.
Совершая последовательные простирания буддисты порой преодолевают десятки километров.
Не знаю, что там с очищением ума. Вот люди простирались-простирались. Потом - раз. В мобильниках зависли.
Ну хорошо-хорошо. Это во мне говорит мой скепсис и вредность натуры.
Просто очень сложно проникнуться величием места и момента, когда на дорожке для простираний люди устраивают фотосессии, а главный храм украшен коммунистическими лозунгами и флагами.
Здесь же рядом с храмом установлена трёхметровая каменная стела. Установили её после заключения мирного договора между Тибетом и Китаем.
В какой-то момент и Тибету и Китаю надоело вести бесконечные войны. И решили они подписать мирный договор, утвердив границы государств. Договор подписали, а в память на камне высекли надпись " и будут тибетцы счастливы в Тибете, а китайцы в Китае".
Но отбросим мрачные мысли. Выйдем уже из тьмы на свет.
Прогуляемся по дневному городу.
Заглянем в магазины.
А здесь можно купить снадобье от любой болезни.
И вернёмся опять к храму Джоканг.
Храм снова является местом паломничества. Люди совершают кору, обходя храм по кругу. Кто-то совершает кору простираниями. Кто-то простирается у стены храма.
Джоканг начал строить царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году. Китайская принцесса Вэньчэн исследовала местность с помощью геомантии. На месте храма располагалось тогда небольшое озеро. Принцесса отождествила местность с телом огромной демоницы, озеро — с её гениталиями, а сердце — c тем местом, где сейчас находится храм Потала. Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить.
Это одна из версий выбора места расположения храма.
Есть и другая.
Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг.
До конца так и не ясно, что именно находилось на этом месте у демоницы. В любом случае, строительство храма усмирило её, и в Тибете с тех пор стал процветать буддизм.
Снимать внутри храма запрещено. Фотографировать можно только во внутреннем дворике.
А что внутри? Храм как храм. Ничем особенно не отличается от десятков других древних храмов.
Я всё ходила и прислушивалась к внутренним ощущениям. Отзовётся ли что-то внутри.
Сложно объяснить, чего я ждала.
Но я помню ощущение спокойствия и полёта весной, когда на Шри Ланке я попала в древний пещерный буддийский храм Дамбулла.
Как отзывалась душа и не хотелось уходить из древних монастырей Ладакха, который ещё называют Малым Тибетом.
Вот и здесь я ждала нечто подобное. Это же Тибет. Это же самое сердце.
Но нет. Мой внутренний голос молчал.