Компания «Киноплан» занимается автоматизацией кинотеатров в России и СНГ. Когда компании стало тесно в домашнем регионе, встал вопрос о выходе на зарубежные рынки. Генеральный директор «Киноплана» Анатолий Кузьменко, выпускник программы Practicum Global Shift, рассказал о выходе на рынок Индии, специфике индийской киноиндустрии и культуре просмотра кино.
Как в России мы уперлись в потолок
Сегодня наша компания является лидером по автоматизации кинотеатров в России и СНГ. Мы единственные, кто смог создать большую экосистему. С точки зрения комплексного решения для управления всех бизнес-процессов на данный момент конкурентов в России у нас нет.
Что представляет собой наша система? Она аккумулирует все бизнес-процессы в кинотеатрах: что будут показывать, в каком объеме, на каких экранах, каким образом продвигать фильмы среди аудитории — в виде трейлеринга или внутренней рекламы. Сюда же входит продажа билетов, веб-сайты, мобильные приложения, агрегаторы, офлайн-продажи через кассиров или киоски, продажи барной продукции. И естественно кинопоказы: свет, реклама, отчетность перед дистрибьюторами и контролирующими органами и так далее. То есть мы говорим обо всех процессах, которые входят в работу кинотеатра.
В какой-то момент мы стали ощущать, что российский рынок тесен для нас. Вот цифры: за прошлый год около 75-78% билетов в РФ было продано через наши системы. В то же время стоит понимать, что российский рынок киноиндустрии составляет всего 2,2% общемирового. Так что вполне логично, что я стал присматриваться к внешним площадкам для дальнейшего развития.
На мой взгляд, одна из главных проблем российских компаний заключается в том, что они изначально ориентируются быть именно российскими. Когда они расширяются, им становится тесно и приходится проходить серьезную трансформацию, менять кардинально организационные подходы.
Окно возможностей на рынке Индии
Мы для себя выявили несколько критериев выбора нового рынка. Он должен быть больше или кратный российскому. Дальше надо учитывать геополитические риски, потенциал для роста. На растущем рынке реализовывать свою стратегию гораздо проще, чем на сформированном.
Сейчас нас интересуют рынки больше российского или сопоставимые с ним. Мы провели отсев и выявили порядка десяти стран, которые потенциально могут быть интересны. Дальше включились геополитические, страновые риски и так далее, которые делают выход на рынок более сложным. Сейчас выделены четыре перспективных именно для нас в связи со своими ментальными и экономическими особенностями направления: Индия, Индонезия, Бразилия и Мексика. Изначально мы рассматривали рынки США и Китая, но отвергли их по ряду причин. Во-первых, геополитических; во-вторых, ментальных. Так, в случае Китая, для всех входящих на рынок компаний острой становится проблема быстрого копирования чужих технологий.
Во время учебы в бизнес-школе СКОЛКОВО у нас был международный модуль в Индии, мы встречались с предпринимателями из отрасли, проверяли гипотезы и получили полезную обратную связь. Сложилось понимание, что Индия будет одним из драйверов роста мировой экономики в ближайшее время, так как является огромным рынком. В России на 140 млн человек существует 6 500 современных кинотеатральных экранов. В Индии на 1,3 млрд человек, с их культурой потребления кино, — всего 2,5 тысячи киноэкранов. То есть очень мало. И в трансформации индийского общества мы можем поучаствовать.
Для сравнения: в Китае на 1,3 млрд человек 70 тысяч экранов. Причем в Китае ежегодно открывается порядка десяти тысяч экранов. То есть каждый день открываются несколько мультиплексов. Данная статистика показывает, каким может стать рынок Индии. И для нас это, естественно, окно возможностей. И люди, которые управляют там крупными сетями, видят эти возможности.
Культура потребления кино: от видеопроектора к мультиплексам
В Индии за прошлый год было снято 1770 национальных фильмов и там сформированная культура потребления данного контента. Для сравнения: в России снимается на порядок меньше. Но в силу того, что почти 800 млн человек в Индии живут на 1-2 доллара в день, они не могут потреблять кино так, как привыкли потреблять мы: на больших экранах, в виде отдыха. В Индии фильмы смотрят в видеосалонах, на видеопроекторах. Проблемы есть и с точки зрения расслоения общества. То есть сейчас в Индии происходят тектонические сдвиги, которые позволят создать огромную инфраструктуру и наполнить ее.
И все же Индия при всей бедности населения демонстрирует среднегодовой рост экономики порядка 8%. А темпы роста среднего класса, могут быть даже больше. К среднему классу в Индии причисляют 140 млн человек, что практически равно населению Российской Федерации, включая стариков, детей, всех вообще. И 8% умноженные на 1,4 млрд населения - огромная цифра и огромные возможности.
В рамках поездки лично для меня был удивительный пример. Мы встречались с несколькими предпринимателями, которые управляют кинотеатром, и выяснилось, что он был создан их прадедушкой. Правнук отучился в США в Атланте, проработал там какое-то время и все равно вернулся в Индию, чтобы продолжать семейное дело. Такая история, связанная с передачей актива поколениям. Возвращение к себе, к корням.
Предпринимательство — не только деньги, но еще и азарт
Стремление выйти на внешние рынки — это не только же про деньги, здесь еще есть азарт. Вообще быть предпринимателем — не про деньги. Как только начинаешь думать только про доход, начинаешь концентрироваться на абсолютно операционных вещах либо заниматься обычным торгашеством. Быть предпринимателем — значит, делать что-то новое. И когда ты один раз попробовал и получил удовольствие от того, что ты что-то сделал, вовлек клиентов, принес дополнительную ценность в их жизнь, увидел благодарность человека, тебе пишут в Whatsapp: «Спасибо! Все работает!», то получаешь удовольствие. И ты хочешь все больше и больше, как наркотик. И для нас, предпринимателей, к коим я могу себя причислять, очень важно ощущать эту постоянную энергию от тех людей, кому ты доставил какое-то счастье, кому ты отдал свой продукт, которым они пользуются и получают удовольствие. Выражением благодарности могут быть эмоции, могут быть деньги, может быть прибыль, что угодно. Но важно то, что все-таки поверх физических сущностей есть эмоции, которые ты получаешь от процесса.
У меня есть любимая фраза, она принадлежит Уинстону Черчиллю. «Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». И в нашей ситуации будут неудачи — однозначно. Но мы должны понимать, что играем в опасную игру. И должны поднимать цену риска. Поэтому нужно ставить не все, а некоторый осознанный объем своего времени и денег. Поэтому мы будем действовать аккуратно, но метко. Я надеюсь, что у нас все получится.