Найти тему
Татьяна Васильева

Шестиклассники устроили бунт против учителя

Вообще-то, они бунтуют с начала учебного года. Я об этом знаю от своего ученика, с которым занимаюсь английским языком как репетитор.

Ну как бунтуют… Жаловались родителям, требовали поменять учителя. Те обращались к руководству школы, но решить вопрос не получилось – другого учителя нет. Конечно, заводила кто-то один. По словам моего ученика, это девочка. Но многие одноклассники вместе с ней, включая мальчика, с которым я занимаюсь.

Ситуация для меня небезразлична тем, что это учитель английского языка. И волей-неволей мне приходится как-то реагировать на жалобы моего ученика и его рассказы о том, что происходит в классе. Так, вчера он сообщил мне, что они собираются ни много ни мало… подать на учителя в суд. Они – это дети, конечно. Вот такие взрослые у них теперь игры.

За что же так ополчились дети на учителя? Вы не поверите: она плохо учит! Казалось бы, дети могут делать вывод только по тому, как учитель ведёт себя на уроке – может быть, кричит, несправедливо ставит оценки, непонятно или скучно объясняет. Да, по словам моего ученика, она кричит и плохо говорит на английском – непонятно, как он сказал. Но последнее своё критическое замечание в адрес учителя ребёнок сформулировал прямо как эксперт. Он сказал, что она на одном уроке за двадцать минут объяснила им правило про «увеличительную степень прилагательных» (это про сравнительную и превосходную он так сказал), включая прилагательные-исключения, а на следующем уроке они занимались совершенно другим, при этом в конце недели их ждёт контрольная на правило про прилагательные.

Надо сказать, что никакого домашнего задания на новое правило не было, но в учебнике это правило действительно есть. Про контрольную я не могла не поверить, потому что подобное было накануне – ученик принёс мне листочек с тройкой за контрольную на притяжательные местоимения. На дом было дано одно единственное коротенькое упражнение, и я даже не предполагала, что так скоро будет контрольная.

В общем, моя задача не обсуждать учителя, а заниматься с учеником языком, хотя я прекрасно вижу, что ученик прав в своих претензиях к школьному учителю. Впрочем, у меня больше претензий к учебнику, который выбрала школа, а это City Stars. И этот учебник действительно не задерживается на отработке правил, а учитель, судя по всему, не утруждаясь, формально идёт по нему, как и во многих других школах – я точно знаю, иначе мне нечем было бы заниматься со своими учениками.

Тут интересный момент вот в чём. Бывает, что ученики жалуются на учителя. Но большинство пассивны во всём, и понять, как они относятся и к учителю, и к своим проблемам в освоении языка, трудно. Часто дети равнодушны ко всему, во всяком случае, внешне. А тут такая активная позиция.

Но я ещё не упомянула главного – это школа, где основной иностранный язык французский, а английский в расписании как второй иностранный. Школа старая, со своими традициями, бывшая спец. Французский преподаётся на высоком уровне, с первого класса. Мой ученик справляется сам – без репетитора. Часто рассказывает о больших и трудных заданиях, контрольных. Но французский ему очевидно нравится и занимается он с удовольствием. Кстати, английский идёт у него тоже очень хорошо. Это не удивительно: второй язык вообще легче учится, а английский после французского особенно.

И вот я полагаю, что такое отрицательное отношение учеников к урокам английского и к учителю связано с тем, что дети, если так можно выразиться, избалованы хорошим преподаванием французского. Нет, конечно, они не требуют и не могут требовать побольше и потруднее домашних заданий (вообще, по английскому почти ничего и не задают). Просто на уроках французского они всё понимают – в том числе и что от них требуется, а на английском, вероятно, попадают в какие-то дебри (из-за учебника тоже), а учитель-проводник идёт своей дорогой и только кричит и ругает детей за то, что они не успевают за ним, не знают, не понимают и не запоминают. К такому эти дети не привыкли.

Вот так хороший опыт может взрастить в детях недовольство, хотя они конечно не понимают всех причин и того, что дело не в одном учителе.

Детский бунт продолжается… Из последнего – полгруппы отказались работать на некой учебной платформе в Интернете, где они все уже были зарегистрированы учителем и каждый получил листочек со своим паролем. Отказавшимся поставили двойки. Мой ученик среди них. Позже он рассказал, что всё-таки зашёл на сайт по своему паролю, но выяснилось, что после 15.00 работа на сайте платная. У меня не повернулся язык осудить мальчика. Его родители также разрешили ему проигнорировать требование учителя.