Есть мнение, что к логопеду до трех лет ходить нет смысла. Ребенок сам заговорит, когда придет время.
Такое мнение возникло много лет назад, когда в целом проблема задержки речи не была так распространена , как сейчас. Например, раньше один из 10 детей страдал задержкой речи и, как правило, на него смотрели снисходительно.
Сейчас же каждый второй, если не больше, страдает задержкой речи. Дети на площадке играю молча. В лучшем случае, родители пытаются показать, как выстроить диалог. Но толку от этого мало.
В каком же возрасте стоит бить тревогу? Как избежать печальных последствий бездействия?
Я считаю, что идти к логопеду нужно, как только появились к нему вопросы. Если специалист грамотный, он обязан знать нормы речевого развития с самого рождения.
Да, с рождения! Ведь развитие речи начинается с первого крика младенца. Чаще всего на первом году жизни за развитие малыша следит невролог. Но врачи в это период чаще обращают внимание на моторное развитие и не придают значения тому, что ребенок молчит в полтора года.
А между тем, это уже тревожный звонок. Это уже неправильно. Родители спрашивают врача, что делать? Врач отвечает:
- Ждите. Время еще есть. Ну, если очень хотите, попейте сиропчик, который может дать толчок к появлению речи.
А может и не дать. А может сделать только хуже: нарушится сон, поведение. Оно Вам это нужно?
Я не вижу смысла ждать трех лет, если речь ребенка не развивается. Нужно искать причину и устранять ее. Тем более, что в раннем возрасте решить эту проблему гораздо проще, чем после трех лет.
Редко, но все же ко мне обращаются родители детей до двух лет. Как раз сегодня ко мне на консультацию пришла семья девочки Веры. Вере 1 год 4 месяца. Она общается только жестами.
Я стала изучать, в чем же дело? Почему малышка не пользуется словами и даже звуками? Понаблюдав за ее поведением во время проб, я обнаружила несколько моментов, которые тормозят речевое развитие.
Верин мозг неправильно воспринимает пространство, образ тела и лица несформированы. То есть, сейчас проработав эти моменты, малышка с легкостью сможет активизировать свою речь и догнать сверстников, которые пока еще только начали пользоваться словами.
Если бы Верины родители ждали трех лет, состояние речи девочки не улучшилось бы. Только помимо пространства, наслоилась бы задержка более сложных функций восприятия и мышления и работу пришлось бы планировать не меньше чем на год.
А сейчас курс абилитации малышки составит всего пару месяцев. К тому же чем раньше речевое развитие придет в норму, тем правильнее оно будет развиваться в детальнейшем и не возникнет сложностей в школе.
Как считаете, стоит ждать трех лет или лучше искать логопеда, который решает проблемы с речью в ранний период развития?