Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?
Слова этой песни знали все дети Советского Союза, а кое-кому посчастливилось даже побывать на героическом судне, с 1948 года пребывающем на вечной стоянке у Петроградской набережной, ведь с 1956 года легендарный крейсер является музеем.
Все мы слышали историю о залпе, послужившем сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Однако это не единственное, чем прославился крейсер, ведь участвовал он в трёх войнах двадцатого века.
Жизнь «Авроры» началась в 1897 году, когда корабль быль заложен на питерской судоверфи «Новое адмиралтейство». Императорский флот требовал модернизации, поэтому появился «Проект „Диана“», в рамках которого были запланированы три новейших крейсера. Усиливающаяся военная угроза со стороны европейских морских держав требовала скорейших действий. Однако, как обычно, строительство затянулось, и часть комплектующих пришлось заказывать за границей. Название крейсеру подбирал лично Николай II. Ему был предложен обширный список, из которого он выписал лишь «Аврору».
Судно спустили на воду в мае 1900 года, и первые же испытания выявили массу недоработок: компасы барахлили, а машины не давали полный ход. Лишь спустя три года корабль вошёл в состав флота. А ещё через два года началась Русско-японская война, и «Аврора» была зачислена во вторую Тихоокеанскую эскадру. Но для этого нужно было пройти с Балтики на Дальний Восток, а крейсер уже был не новый, да и не очень удачный по конструкции.
«Для своего времени „Аврора“ был достаточно тихоходным и не очень хорошо вооружённым кораблём», — отмечает военный историк Борис Юлин.
Судно выжило в этой войне лишь благодаря умениям экипажа и опыту командира.
Дорога к восточным берегам не обошлась без курьёзов. Мало того, что на «Авроре» успешно функционировал любительский театр, так ещё моряки в качестве развлечения приобрели двух крокодилов, один из которых во время прогулки по палубе сбежал за борт.
Цусимское сражение стало роковым для российского флота: из 30 кораблей, принимавших в нём участие, уцелели лишь шесть, в том числе и наш крейсер. И это притом, что корабль получил серьёзные пробоины и повреждения четырёх труб, из строя были выведены почти все орудия. Но «Аврора» уходила из-под перекрёстного огня, хитрыми манёврами уклонялась от торпед и в итоге избежала уничтожения и пленения, спасшись на Филиппинах.
Вернувшись в Российскую империю, крейсер служил на Балтике до начала Первой мировой войны. В эти годы «Аврора» контролировала Финский залив и участвовала в десантировании русских войск в Рижском заливе. Корабль не единожды подвергался нападениям с воздуха, но больших повреждений не получил.
В 1916 году крейсер стал на ремонт в Кронштадте, а с началом революционных событий его матросы долгое время сохраняли верность присяге. Вероятно, команда числилась на хорошем счету, так как именно на «Авроре» содержались арестованные матросы с других кораблей.
Тем не менее капитан опасался за команду, поэтому велел перевести арестантов, и вот тут экипаж взбунтовался. Поначалу их выступления подавили, однако уже через несколько дней капитана и его помощника убили. И это была лишь Февральская революция.
К октябрю 1917 года ремонт крейсера был завершён, и судовой комитет, в котором состояли большевики, настоял на том, чтобы «Аврора» отправилась в Петроград. Утром 25 октября на судно прибыл начальник штаба восстания большевиков Владимир Антонов-Овсеенко и распорядился штурмовать Зимний.
В 21.40 раздался выстрел. Заметьте, не залп, а единичный выстрел, который, скорее всего, был холостым. После чего последовало взятие Зимнего дворца, который охраняли «примерно 137 ударниц 1-го Петроградского женского батальона смерти (2-я рота), 2-3 роты юнкеров и 40 инвалидов Георгиевских кавалеров, возглавляемых капитаном на протезах» (Википедия).
В Гражданской войне «Аврора» участия не принимала, и уже в 1941 году корабль планировали списать. Однако началась Великая Отечественная, во время которой крейсер получил серьёзные повреждения и сел на мель. Даже будучи беспомощным, корабль подвергался авиационным бомбардировкам вплоть до окончания блокады.
А вот орудия с корабля сняли и создали батарею в районе Дудергофа, которая активно вела огонь по противнику, располагавшемуся в близлежащих населённых пунктах, до 13 сентября 41-го, когда была полностью уничтожена.
Ещё до окончания войны в Ленинграде заговорили о том, чтобы установить крейсер у набережной и сделать в нём музей. Инициатива была поддержана, и в ноябре 1948 года «Аврора» навечно встала в Малой Невке.