В Мариинском театре продолжают активно работать с детской аудиторией, формируя слой будущих поклонников великого театра и его искусства среди юных петербуржцев.
К новогодним праздникам в Зале Прокофьева подготовили новую премьеру, адресованную самым маленьким – сказочную оперетту Эдуарда Колмановского «Белоснежка».
История о прекрасной принцессе-сироте, пострадавшей от злой мачехи-королевы и нашедшей приют у добрых гномов в лесу – стара как мир. Она принадлежит к тем архитепическим сказам, что живут в культуре практически любого народа, видоизменяясь и обрастая новыми деталями и подробностями.
В основе музыкальной сказки известного советского композитора-песенника лежит пьеса для детей авторства Льва Устинова и Олега Табакова, написанная в свое время для постановки в московском театре «Современник». Чуть позже Колмановский написал музыку, и премьера его оперетты состоялась в 1966 году в только что тогда созданном Детском музыкальном театре Наталии Сац: это сочинение и сегодня есть в репертуаре прославленного столичного коллектива.
Но в Театре Сац «Белоснежка» – это большой спектакль для большой сцены в двух актах, с полноценным оркестром и множеством действующих лиц. А в Мариинке решили сделать камерный вариант – для небольшого зала, где маленькие зрители находятся в непосредственной близости от артистов и практически участвуют вместе с ними в действии.
Новый вариант пьесы написала режиссер Алла Чепинога, которая и поставила спектакль. Она уже работает не первый раз в Мариинке – здесь идут такие ее детские спектакли как «Репка», «Про глупого мышонка», «Терем-теремок», «Чукоккала-1» – и точно знает, как справиться со своеобразным пространством Зала Прокофьева, больше подходящего для камерных концертов, нежели для полноценных спектаклей.
Из оперетты она делает настоящую музыкальную сказку – вводит фигуру рассказчика, усиливает роль разговорных диалогов, а музыкальные номера больше играют иллюстративную роль, хотя, конечно, и в них есть своя драматургия, перекочевавшая сюда из оригинальной оперетты.
Сценическое оформление Чепинога выбирает под стать сказке братьев Гримм, авторов самой известной версии «Белоснежки»: зритель видит сказочное средневековье, с замковыми башенками и штандартами с гербовыми лилиями, резной короной на голове у злодейки-королевы.
Самые забавные персонажи спектакля – это семь замечательных гномов, которые носят за плечами огромные короба (в них фактически прячутся артисты, озвучивающие маленьких плутов), а их «говорящие головы» решены как в кукольном театре – высовываются из этих самых коробов. Столь оригинальный ход позволяет убить сразу несколько зайцев и очень веселит публику – и больших, и маленьких.
У таких персонажей сказки как Сказочник, Белоснежка, Королева, Главный исполнитель королевских желаний очень красивые, эстетичные костюмы. С выдумкой решено Волшебное зеркало – певица, исполняющая его роль, словно смотрит в круглое окошечко-виньетку, при этом имеет возможность свободно двигаться, чем не преминула воспользоваться Королева, в гневе крутанувшая «надоедливого правдоруба» что есть мочи. Очаровательны девочки-светлячки – нежные, юные, игривые и изящные, очень живые и обаятельные.
Музыкальный материал спектакля невероятно трогательный, все в нем выдает отнюдь не стилизацию под старину, а добрую советскую оперетту – с ее характерными интонациями, ритмами, мелодическими и гармоническими оборотами. Особенно узнаваемо звучат патетически-тираноборческий дуэт Белоснежки и Молодого вождя в темнице, и грустное ламенто «Старый егерь», которое поет Лесничий, посланный Королевой совершить злодеяние в отношении главной героини, но, естественно, никак не могущий этого сделать и в итоге ее спасающий.
Музыкальным руководителем постановки выступила прославленная Лариса Гергиева, а исполнителями – питомцы ее Академии молодых певцов. Маститый концертмейстер Анатолий Кузнецов блестяще заменял целый оркестр, уверенно прочерчивая музыкальную драматургию вечера и поддерживая певцов. Из вокалистов-артистов особенно запомнились нежное сопрано Альбины Шарафутдиновой (Белоснежка), томное меццо Цветаны Омельчук (Королева), проникновенный бас Ивана Новосёлова (Егерь).
Постановка находит самый живой отклик у детской аудитории: кто-то смеется, кто-то от избытка чувств постоянно вскакивает с места, кто-то пугается звуков железного листа, имитирующего грозу. Овации в финале говорят сами за себя, а еще – очередь желающих сфотографироваться с замечательными молодыми артистами по окончании действия: значит, точно понравилось!
18 декабря 2019 г., "Новости классической музыки"