Первую «самописку» – авторучку – в Чернигове, где мой папа капитан проходил службу, подарил мне муж родной сестры моей мамы дядя Толя.
До сей поры помню: черненькая, с пипеткой и красным прозрачным пластмассовым кончиком на колпачке. За две недели мои образцовые тетрадки украсились кляксами, а почерк исказился до неузнаваемости.
Самописку отобрали. Боялись, что у меня окончательно испортится почерк.
Потом так же воевали с шариковыми ручками. Отбирали, прятали, ломали, выбрасывали в мусорные ведра. Пользовались сами, нам запрещая. А мы – тоже прятали, менялись, копили деньги от завтраков и так далее. Азарта прибавляла запретность плода.
Ничего не напоминает? Педагоги отбирали авторучки вместо того, чтобы придумать новую методику обучения письму без пера 86, пусть без «нажим – тонкая», но сохраняя разборчивый и по возможности благообразный почерк.
У моих внуков почерк еще более или менее удобочитаемый. У правнука – уже нет. Его записки я разобрать не в силах. Зато он бегло набирает тексты не только на компьютере, но и смартфоне. Да еще и двумя руками. Для меня – не невыполнимая, а просто невообразимая задача.
Он сидит в своем смартфоне, не выныривая из него даже во время обеда. Мне кажется, за последний год он слегка отупел – по крайней мере, эмоционально. Семья со смартфоном пытается бороться, следуя давней традиции. Безуспешно.
А в школах начинается «цифровизация».
Готовы ли наши – не говорю – учителя, тут все ясно с 90 процентами кадров, готовы ли наши методики превращения гаджетов всех видов и типов в идеальные «самописки»? Которые никогда не смогут заменить учителя, но будут его незаменимыми помощниками. Голова кружится от того, какие возможности открывает новая эпоха перед хорошим – творческим учителем!
Без него «цифра в школе» - гибельна для поколений учеников, которые опять попадают под нож очередного массового эксперимента.
Где они – творческие учителя? Не случайно все чаще, пока под сурдинку, говорят о дистанционном обучении. Без учителя. Это куда дешевле, чем содержать малокомплектные школы с классами численностью 3-4 ученика и с желтыми автобусами с табличкой «ДЕТИ» на лобовом стекле.
КЕМ вырастет ребенок, все свое детство проводящий наедине даже с самым лучшим монитором?
Одному Господу известно, как человек вырастает человеком. Почему мать рождает именно человека, а не «неведому зверушку»? Гены? А гены-то кто выстраивает именно в эту, а не иную цепочку? Почему дети-маугли остаются волчатами – даже научившись пользоваться ножом и вилкой и разговаривать? Какими неведомыми путями через многие механизмы (не считая механизм подражания) усваиваются не только навыки воспитанного мужчины (кому в голову не придет вытереть руки о скатерть и кому колет нечто в зад, когда в трамвай входит даже не старушка – просто женщина), но благородство и доброта, смелость и принципиальность?
Человека – хорошего и плохого – может воспитать только человек в прямом и тесном общении. Гаджет – не может.
Нужен, необходим хороший родитель и хороший учитель.
О родителях – в другой раз. Сейчас - об учителе.
Сегодня школе как воздух нужна личность педагогического типа. Эту проблему не решить повышением зарплаты учителям, хотя – безусловно! – зарплату необходимо сделать высокой, потому что, перефразируя великих, кто не хочет платить учителям, будет платить охранникам во всех сферах жизни. Для Личности педагогического типа ее работа – это не место, где она зарабатывает на хлеб насущный. Это главное в жизни. Такой педагог любит учить и не может не учить – всех и всегда, как неистребимая зануда. Потому что для него учить – это как дышать, как есть и пить. Функция организма. То, для чего его послали на землю. Кто послал? На этот вопрос у каждого свой ответ.
Скажу больше: такой личности все равно, какой предмет преподавать. Литературу или историю. Математику или астрономию, химию, физику.
В человеческой популяции личности педагогического типа были всегда. Как всегда, в любой группе находится лидер. Уверена.
Педвузы давно должны были гоняться за такими, искать их, землю рыть. Принимать без конкурса. Если надо – доучивать. Платить повышенную стипендию. Холить и лелеять.
Так нет же, нашим педвузам недосуг! Они борются за бабло ничуть не хуже других. Выпускают недоучек с красивой степенью «бакалавр» - таких большинство. И зашибают деньгу на иностранцах.
Я не против того, чтобы у нас учились китайцы и корейцы, турки и ребята из Конго.
Я за то, чтобы педвузы все-таки сделали ставку на родную – отечественную ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТИПА. Чтобы были в массовом порядке разработаны не только «сачки для бабочек» - основы отбора и заманивания в вуз таких ребят, но и особая методика их обучения, и особые условия их жизни в вузе.
Ну, а гаджеты-то? ЗАПРЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛИТЬ?
Они будут лучшими помощниками, если ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТИПА возьмет их себе в помощники. Потому что только такие учителя от Бога сумеют сообразить, как не испортить «самопиской» почерк ребенка. Как убрать эффект «запретного плода», который, как известно, куда слаще дозволенного