Тема: Мягкий знак, как показатель мягкости.
Внимание! Урок имеет скорее грамматическую направленность и больше пользы несёт для чтения, так как все звуки уже знакомы. Мягкие звуки уже читались, но об обозначении мягкости не говорилось. А вот теперь настало время.
Цели:
1. Познакомить с мягким знаком, как показателем мягкости согласных при чтении и на письме.
2. Уточнить обозначение мягкости согласных гласными буквами Е Ё Ю Я И.
3. Совершенствовать навык чтения и письма.
Оборудование:
таблица слогов, ручка, тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока:
I.Артикуляционная гимнастика:
Внимание! Так как последними изучались звуки Ц, Ч, Щ, то артикуляционную гимнастику имеет смысл проводить с учётом навыка произношения этих звуков. Могут быть выбраны любые упражнения на усмотрение обучающего, исходя из навыков и проблем обучаемого
II. Повторение пройденного:
Повторение букв и слогов по таблице:
Внимание! Здесь также инициатива выбора остаётся за обучающим. Повторять следует те звуки и буквы, которые наиболее слабо запомнились.
III.Работа над новым материалом:
1.Прочитать слова, подчеркнуть букву, которая обозначает разные звуки:
Мел – мэр нос – нёс блуза – блюз лира – лыко мяч – матч
- Какое отличие в произношении этих звуков можно заметить? (В одном случае они произносятся мягко, а в другом – твёрдо).
- Подчеркнуть буквы, которые стоят после мягких согласных. (Это буквы Е Ё Ю Я И )
- А как быть, если нужно обозначить мягкость согласного, а букву поставить нельзя? В этом случае используют ь.
2. Прописать ь в тетради по образцу.
3. Чтение слов с ь:
Ель ось явь язь бель боль быль бязь вонь выпь гарь гель гусь даль дань день зыбь зять июнь июль день киль конь корь куль лань лень линь лось мазь мать медь моль капель осень письмо льдина кольцо капелька медведь сильный польза смельчаки пальто сосулька картофель
4.Запись слов под диктовку:
Боль гусь день июнь медь капель осень льдина кольцо мазь польза пальто пять шесть линька льгота якорь камень морковь щавель
Внимание! Обучаемый сначала чётко проговаривает слова, затем приступает к письму. Необходимо стремиться к тому, чтобы он сам диктовал себе слова, проговаривая их до тех пор, пока не напишет правильно.
5. Задание к тексту:
- Красным карандашом подчеркнуть слова, которые не обозначают предметы. Что они обозначают?
Внимание! Все звуки в основном поставлены. Теперь на вопросы следует требовать чёткого ответа
6.Чтение текста:
Собака и её тень.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она кинула своё мясо и кинулась отнимать кусок и той собаки. Другого мяса вовсе и не было, а своё волной унесло. И осталась собака ни при чём.
7. Вопросы к тексту:
- Где шла собака? (Она шла через речку.)
- Что было у неё в зубах? (У неё было мясо.)
- Кого она увидела в воде? (Она увидела себя.)
- Что она подумала? (Подумала, что там другая собака.)
- Что сделала собака? (Она бросилась отбирать мясо.)
- А что стало с её мясом? (Его унесло волной)
Что значит «осталась ни при чём»? (Осталась ни с чем).
IV.Итог:
- С какой буквой познакомились на уроке?
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5df7f25e98fe7900af176c6e/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dfbd3d716ef9000ad9d2b91/edit
Посмотреть видео урок можно по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.