Найти тему
Оксана Воронцова

Запах.

Почему не аромат? Ведь аромат – это тоже запах, только приятный, окрашенный эмоционально. Потому, что в окружающей нас действительности изначально всё объективно. Без прикрас. Поэтому всё же запах. Как, собственно, «нюхач», а не «композитор ароматов».

Запахи сопровождают нас везде, окутывают нас, обволакивают, так как являются неотъемлемым свойством предметов. Наше обоняние, конечно же, в первую очередь воспринимает явные запахи одушевлённых объектов, живых субстанций. Как те, что описаны Патриком Зюскиндом, особенно в первых строках его известного романа. Но есть предметы неодушевлённые. Они также обладают определёнными запахами. Например, эмоция, событие или время. Помните, какой запах у ожидания Дня Рождения в детстве? А запах куска времени, описанного Маркесом, который «может отколоться и навечно застрять в какой-нибудь комнате»?

Как воспринимается запах? Как работает наше обоняние, способное к ощущению и распознаванию запахов. Ощущения возникают при непосредственном воздействии на органы чувств, а вот распознавание…это уже немного другая – аналитическая – история! Считается, что сам термин «обоняние» появился в ХI веке. Слово происходит от старославянского «воня» («запах», «благовоние»). Гораздо позже, в XII–XIII вв., на базе существительного появился глагол «обоняти», и только в конце XIII в., собственно, возникло слово «обоняние». Другими словами, сначала в языке появилось существительное, затем – глагол, и в завершении, двумя столетиями позже, снова существительное, определяющее способность человека чувствовать запахи.

В слове «парфюмерия» тоже присутствует основа – запах. Точнее с латыни этот термин переводится как «сквозь запах». Чего здесь больше: концентрации и, соответственно, воздействия вещества, рассеянного в воздухе или работы человеческого восприятия: чувственного и аналитического. Мы все ежедневно и ежесекундно движемся сквозь запахи... Причём, как и в парфюмерии, в жизни одновременное воздействие нескольких пахучих веществ может приводить к смешению запахов, их взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, рождению нового запаха. Последовательная смена запахов, может привести к увеличению чувствительности к одному из них после действия другого и т.д.

…мы с семьёй во Флоренции. Фиренция – так фонетически звучит это слово по-итальянски. Я теперь также называю этот город и особый регион Италии. Здесь впервые ощущаю аромат, который позже станет «моим», следую за местными красавицами, чтобы попытаться понять этот едва уловимый и слегка волнующий шлейф. Именно понять, так как запахи должны быть изначально непонятными, неразгаданными и, поэтому, запоминающимися. Нет ничего хуже аромата, который понятен и «узнаваем за версту». Человек, который его «надел» слился с безликой серой массой, спрятавшись за растиражированный, пусть даже и дорогой бренд. В местном магазинчике, недалеко от Ponte Vecchio – моста, который «сыграл» свою роль в фильме «Парфюмер», угадываю, а затем распознаю запах, который искала: запах флорентийской женщины. Почти как название американского ремейка с Аль Пачино по роману Джованни Арпино. Только кинофильм называется «Запах женщины», а роман – «Мрак и мёд». Автор смиксовал, казалось бы, несовместимые вещи: цвет (зрение) и продукт (вкус). Но это, конечно же, было сделано для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие, заставить работать несколько органов чувств для получения глубокого и яркого впечатления, которое надолго останется в памяти, возвращая позже к неповторимым испытанным эмоциям! Такой же приём используют в парфюмерии, употребляя термин «ноты» для классификации эфирных масел и других ароматических веществ по скорости испарения, хотя всем известно, что изначально ноты – это знаки музыкального письма. Обоняние и слух тоже смиксованы здесь для усиления эмоций тех, кто способен их испытывать и, главное, открыт новым ярким впечатлениям!

Название приобретённого в итоге парфюма, созвучно с названием знаменитого паркового ансамбля итальянского Ренессанса «Сады Боболи», который расположен рядом с выдающимся памятником архитектуры – самым большим дворцом Фиренции – «Palazzo Pitti». Знаменитые «Giardino di Boboli», расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи, считаются музеем садовой скульптуры. Они на протяжении последующих веков служили образцом, по которому разбивались все европейские королевские парки, в том числе Версаль. Надевая этот запах, я мысленно ощущаю себя в Италии. Но, что важнее всего, – я ощущаю Италию внутри себя…