Найти тему
Мамин Кит

МОЙ РЕБЕНОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВАМПИР?

«Я с ребёнком 24 на 7.
На выходных мы обязательно ходим в какой-нибудь развлекательный центр, аттракционы.
Я делаю с ребёнком уроки, сижу не отходя.
Мы часто ходим и покупаем ему что-нибудь из одежды и ещё по мелочи.

В задачке спрашивается, почему ребёнку все ещё не хватает моего внимания, этого просто не может быть?!»

Довольно типичное недоумение родителя.
Я, признаться, и сама частенько ловлю себя на похожих мыслях, и кажется, что ребёнок просто «бесится с жиру» - со мной-то вообще никто никогда не сидел!

Так почему же ребёнок не напитывается? Он избалованный, ненасытный манипулятор?

Самое простое объяснение нашла для себя и для своих клиентов в нейрофизиологии - в гормонах. Нам интересны: окситоцин, дофамин и кортизол.

Пишу очень упрощенно.

Окситоцин - гормон привязанности, любви и отношений. Именно от него зависит, чувствуем ли мы себя любимыми. Он выделяется в тихой обстановке, когда на нас смотрят, гладят, говорят приятные слова, хвалят, слушают нас, смеются вместе с нами, играют.
Если он выделяется, ребёнок чувствует, что его любят, и именно ему уделяют внимание.

Дофамин - гормон вознаграждения, или обещания вознаграждения. Он яркий и короткий по продолжительности действия. Скатились с горки - надо ещё. Купили вещь, порадовались, но вот ребёнок опять чем-то недоволен. Нам кажется, что мы нарадовали его на месяц, а он как будто бы не ценит и опять чего-то выпрашивает, буквально «вытрясывает» из нас.

Почему? По 2 причинам:
1. Потому что, как я уже написала, гормон короткий по продолжительности.
2. Потребность во внимании и близости так и не была удовлетворена.

Кортизол - гормон стресса. Антагонист окситоцина. Когда мы с ребёнком «вымучиваем» уроки 3 часа подряд, когда уже все на нервах, ребёнок испытывает не радость и удовольствие от общения, а читает по нашим напряженным скулам и тяжелым вздохам, что им недовольны. Поэтому это «совместное» время не просто не идёт в зачёт, а приводит к тому, что ребёнок убеждается, что родителям он сам вообще не интересен, им важны от него только формальные школьные успехи. Опять же, окситоцином и не пахнет.

Какая может быть мораль из этой нейрофизиологической истории?

Стараться выделять время непосредственно на общение с ребёнком, не совмещая ни с покупками-аттракционами, ни с уроками. Пусть 5 минут в день, 10, 20 - даже «нанодозы» играют роль.

p.s. Все то же самое работает и для отношений в паре, супружеских, партнёрских. Ключевые вопрос - как мы друг друга слушаем, выделяется ли при этом окситоцин?

Елена Доценко