Найти тему
Судострой

Японские инженеры совместят в инновационном пароме СПГ и водород

Ёмкости для хранения СПГ / Фото: Судострой
Ёмкости для хранения СПГ / Фото: Судострой

Японские инженеры предложили очередной вариант абсолютно экологичного судна. Для этого в одном проекте планируется соединить #водород, сжиженный природный газ (#СПГ) и аккумуляторные батареи. Разрабатывать новый концепт будут судоходная группа Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и компания e5 Lab, которая специализируется на электродвижении и цифровых решениях для судов.

17 декабря стороны заключили меморандум о взаимопонимании, который предусматривает проведение технико-экономического исследования возможности разработки гибридного парома для перевозки автомобилей (автомобилевоза) с водородными топливными элементами и аккумуляторными батареями большой ёмкости.

С помощью такого решения конструкторы из Страны восходящего солнца намерены снизить до нуля выбросы углекислого газа, оксидов азота, оксидов серы и твёрдых частиц во время движения судна в прибрежных водах и портах.

В зонах нулевого выброса электроэнергия для гребных #электродвигателей инновационного судна будет поставляться от аккумуляторных батарей и электрохимического генератора, в топливных элементах которого химическая энергия водорода будет преобразовываться в тепловую и электрическую.

В открытом море японский автомобилевоз будет переходить на СПГ, который служит топливом для газового генератора. В этом режиме планируется использовать и аккумуляторные батареи. По данным разработчиков, такое решение позволит значительно снизить вредные выбросы по сравнению с обычными судовыми #двигателями, работающими на тяжёлом топливе.

Паром ISHIN-I / Иллюстрация: MOL
Паром ISHIN-I / Иллюстрация: MOL

Стоит отметить, что для компании MOL это не первый опыт разработки экологичных судов. Так, в 2009 году по заказу MOL началась разработка автомобилевоза на солнечных панелях ISHIN-I.

Важным шагом в реализации этого проекта стал спуск на воду гибридного парома на солнечных панелях Emerald Ace. В порту судно работает от системы солнечных панелей мощностью 160 кВт и литий-ионных батарей ёмкостью 2,2 МВт*час. Для выработки электроэнергии в море используются дизель-генераторы.

Паром Emerald Ace / Фото: MOL
Паром Emerald Ace / Фото: MOL

Гибридный паром на водороде в японской судоходной компании расценивают как следующий шаг в развитии технологий нулевого выброса.

К сожалению, в информационном сообщении компании MOL не уточняется источник водорода. Скорее всего, #водород планируется загружать на судно в баллонах во время стоянки.

При этом в мире уже есть решение, позволяющее получать водород из морской воды методом электролиза прямо в море. Такая схема реализована на французском экспериментальном катамаране Energy Observer. Водород здесь используется для долгосрочного хранения энергии. Электроэнергия для его получения вырабатывается с помощью солнца и ветра.

Катамаран Energy Observer / Фото: Судострой
Катамаран Energy Observer / Фото: Судострой

Для этого Energy Observer оснащён солнечными панелями, парусами и обратимыми гребными электродвигателями, которые могут работать и в качестве генераторов. Представить себе весь этот набор на коммерческом судне пока что сложно, но и совмещение водорода и СПГ раньше также казалось маловероятным.