Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размешаются посты наших подписчиков)
Я начала работать в середине 60-х годов. Сейчас мои первые ученики уже дедушки и бабушки, да и последующие — вполне взрослые люди, я иногда встречаю их на улице. Они могли бы пройти мимо, не "узнать" или не "заметить", но нет — здороваются, а когда я отвечаю им и называю их по имени (или по фамилии), удивляются и говорят одну и ту же фразу:
"Вы меня помните?!"
Да как же я могу не помнить человека, который сидел передо мной, слушал меня, отвечал мне, порой делился со мной в своих письменных работах чем-то сокровенным — и это не один год!
Наши ученики, видимо, не понимают, даже став взрослыми людьми, что каждый из них — это частица нашей жизни, что для всех в сердце есть свой уголок, что они дОроги нам. Несколько лет назад в мои юбилейные дни пришла компания "ребят", окончивших школу в 1973 году.
По дороге встретили одноклассника и уговорили его пойти с ними. Пришли: поздравления, поцелуи, цветы, а этот случайно "захваченный" и говорит:
"Но ведь Вы меня не помните"
— С чего это ты взял?
— Ну, не можете же Вы всех помнить.
— Тогда скажи мне, дорогой, что у тебя случилось со здоровьем в 6-м классе, что было с позвоночником?
У него (извините за сленг!) челюсть отвисла, а ведь врач, профессор.
— Да, действительно помните.
— А ты своих пациентов что, не помнишь?
— Помню, конечно.
— Тогда чему удивляешься?
— ...
— А ведь я ночью спать не могла, так мне тебя было жалко, когда узнала.
То, что я люблю детей, я поняла вдруг на уроке неожиданно для себя. Конечно, я всегда относилась к ним с нежностью, но вот так, чтобы сердце защемило...
Школа работала в две смены. Декабрь, вторая смена, за окном темно. Сидят ребятишки — 5-й класс (11-12 лет). Я уже всё спросила, всё объяснила — надо было что-то послушать в записи. Поставила пластинку и ушла в другой конец класса, чтобы не мелькать у них перед глазами
(ведь говорил когда-то мудрый С.В. Образцов: глаз сильнее Уха).
Вижу затылки. У девочек если и стрижка, то волосы длинные, да ещё косички и бантики. А вот у мальчишек — макушки. Тогда мальчиков стригли коротко, и эти милые макушки были видны у всех. Они вдруг потрясли меня своей беззащитностью. Сидят дети — такие маленькие, трогательные, вторая смена — устали наверно, но учиться надо — сидят.
Я подумала:
"Вот мы их здесь больше по фамилиям называем — Ивановы, Петровы, Сидоровы — а они Сашеньки, Серёженьки, Андрюшеньки, Алёшеньки, Вовочки, Витюшеньки, Леночки, Ниночки"
Бог знает, что входит иной раз в наш ум, вторгается в наши чувства.
Мне показалось, что к доске я вернулась другим человеком. Условности, условности... Так хотелось их приласкать, ободрить, развеселить, но:
"Всё, урок окончен... А теперь соревнование — кто быстрее оденется и добежит до дома (урок последний).
Тогда у меня ещё не было своих детей, но я поняла, что и эти, и все последующие мои ученики никогда не будут чужими, какими-то там просто учениками, нет — они дороги мне. А потом понимаешь в общем-то простую вещь:
Ты можешь, если надо, и поругать, и наказать "разбойника" — он воспримет это, как должное и даже весело, если понимает, что всё это из любви к нему. Детям нужно только одно.
Чтобы их любили.
#хакнем_посты (👈 рубрика для размещения постов подписчиков)
Автор: #олимпия_засухина , проработала в школе 35 лет. По окончании института могла работать в разных областях, но сознательно пошла в школу, т. к. хотела претворить в жизнь свои идеи в образовании.
Вы учитель? У вас есть подобная история? Пришлите её нам на почту и она станет достоянием общественности. Если вам не всё равно, конечно.
Вы ученик? Расскажите о своём учителе, который повлиял на вашу жизнь. Повлияйте своей историей на другого. Почта для вашей истории: info@haknem.com