Как ускорить бег?
Очевидно, что путем тренировок. Но если с бегом все очевидно, то с домашними заданиями …
Секрет Мастера
Лет 20 назад мой учитель сказал: “Люди думают, что есть какой-то секрет. Но весь секрет - много заниматься”.
А еще через пару лет я услышал от него: “Я знаю людей, которые очень много занимаются, а результата нет. Потому, что неправильно занимаются”.))
Оба утверждения верны, но чтобы применять, соединить их вместе нужно понимание.
Две стороны понимания
У монеты две стороны.
Но чтобы удержать противоположные стороны вместе, существует третья “сторона”: образующая. Которая и делает монету монетой, а не картинкой на бумажке.
Понимание - это соединение противоположных понятий. А шизофрения (или школьное образование) - это лоскутное одеяло.
Ребенок долго делает ДЗ и поздно ложится спать ...
Ребенок тратит много времени на выполнение домашних заданий, поздно ложится спать, устает. Уставший, завтра он еще медленнее делает ДЗ и еще меньше спит …
Почему?
"Потому, что домашки задают ОЧЕНЬ МНОГО!"
Что думает Министр Просвещения
А вот Министр Просвещения Ольга Васильевна думает иначе.
Она считает, что дети до ночи просиживают за ДЗ потому, что страдают функциональной безграмотностью. По-простому - плохо читают.
Меня привычно тянет на иронию ...
Но в данном случае Министр Просвещения абсолютно права. Вот только не верю я в обещание решить эту проблему с помощью новых ФГОСов, которые вступят в силу в 2021 году ...
Чума 21 века: функциональная безграмотность
По словам Ольги Васильевой, функциональной неграмотностью поражены четверть школьников. Но по другим данным (PISA, Л.А.Ясюкова) не более 2-20% школьников старших классов умеют читать и понимают сложные тексты. А как же те, кто младше?..
Придется решать вопрос родителям.
Парадоксальная логика ускорения
Если ребенок медленно читает, следовательно, нужно поработать над скоростью чтения. ))
С такой логикой я встречаюсь в школе давно.
- Началась она в начале 60-х с заменой способа письма “тонким перышком в тетрадь”, обмакивая перо в непроливашку, на “безотрывное”, то есть более быстрое (как бы) письмо.
- Математику на ускоренное изучение перевели чуть позже, внедрив теоретико-множественный метод.
- Теперь в начальной школе не только пишут, но и читают “на скорость”.
Попробуйте не выполнить норматив скорости чтения ... И тогда увидите, и тогда вам скажут (как говаривал Паниковский)).
Дети почти разучились читать
То есть читают-то они быстро, но понимают медленно. А потом вообще бросают попытки осмыслить прочитанное, переведя это в привычное непонимание.
Проведите эксперимент и убедитесь сами
Хотите убедиться сами? Попросите ребенка прочитать текст из учебника. И тут же попросите рассказать: о чем он? Своими словами. Поговорите, что это значит? А это - что? Что значат слова, какие мысли выражают предложения. А какая главная мысль текста?
Для пущей наглядности спросите, что он узнал на уроке сегодня? А какую тему прошел неделю назад?
И еще раз задайте себе вопрос: как можно думать о том, чего не понимаешь? Мышление - это оперирование образами, вообще-то. А если образы при чтении не возникают?
Попробуйте вытянуть из ребенка образы того, что он только-что прочитал. И причина “медленного мышления” станет для вас очевидна.
Образ непонимания - это отсутствие образов.
Как ребенок может быстро делать ДЗ, смысл которого не очень хорошо понимает? Даже понять само задание часто - проблема.
Лекарство для скорости
Итак: как ускорить выполнение ДЗ?
Так же, как и скорость пробегания стометровки. Тренировкой.
И теперь вы знаете, что именно нужно тренировать.
А тут я писал немного подробнее - как.
... Владимир Набоков говорил:
«Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель». В.Набоков
Это не прямолинейная ЛОГИКА, а парадоксальная. То есть работающая.
В юности мы с друзьями иногда шутили: “Послушай, что скажет женщина, сделай наоборот и получится как нужно”. Потом некоторые из нас поумнели.))
“Тише едешь - дальше будешь”.
Многовековая мудрость глубока ... Вот только понять ее с наскока не всегда получается.
Лайк? Подписка?