С древнейших времён пруссы враждовали с Польшей. Поляки неоднократно пытались покорить их, но все усилия закончились безрезультатно. Не добившись победы оружием, они предприняли попытку обратить пруссов в христианство с помощью миссионеров. В 997 году Болеслав Храбрый (996 - 1025) отправляет в земли пруссов пражского епископа Адальберта. Но миссия закончилась трагически, пруссы 23 апреля 997 года убивают Адальберта. Останки мученика были выкуплены Болеславом и отправлены в Гнезно. Неудачей и смертью закончилась следующая акция - миссионера-монаха Бруно из Кверфурта: он и 18 его спутников погибают 14 февраля 1009 года, по словам летописца, «где-то на границе Пруссии и Руси». В X веке Болеслав Кривоустый (1085 - 1138) вновь делает попытку покорить пруссов. Но оба его похода заканчиваются практически ничем. Более того, во время второго похода его войска попали в засаду и понесли тяжёлые потери. После начавшихся в Польше феодальных междоусобиц полякам было не до пруссов. Но тут пруссы, воспользовавшись ослаблением своих южных врагов, начали предпринимать против них грабительские походы. Обессиленная Польша не смогла отразить эти нападения. Польские князья, подвергающиеся опустошительным набегам пруссов, обратились за помощью к Папе Римскому. В это время Папа призвал европейских христиан к крестовому походу против язычников. На его призыв из далёкой Испании откликнулись рыцари ордена Калатравы. Этот духовно-рыцарский орден Испании был основан в Кастилии в 1158 году, в ходе борьбы против мавров. Испанский орден Калатрава был утверждён Папой Александром в 1164 году. Название получил по отвоёванному у мусульман замку Калатрава. Отличившись в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 году, Орден посчитал, что вполне сможет оказать помощь и польским христианам. Прибывшие около 1220 года на побережье Пруссии рыцари Калатравы вступили в борьбу с пруссами. За время своего пребывания в Пруссии ими были заложены три замка, предположительно Шёнек, Тейман и Люков. В этой борьбе рыцари не смогли добиться победы и переломить ситуацию. Далее их следы теряются, некоторые исследователи полагают, что все они погибли в Пруссии, так как об их возвращении в Испанию никаких сведений нет. Следующие походы, обрушившиеся на Пруссию, уже были крестовыми, официально благословлёнными церковью. Организовали их польские князья, поддержанные государственными и духовными руководителями. В первом походе 1222 года приняли участие князья Лешек Белый (1186(87) - 1227), Хенрих Бородатый (1165(70) - 1238) и Конрад Мазовецкий (1187 - 1247). Через год к ним присоединился поморский князь Святополк (княжил в 1217 - 1266 гг.), а также множество епископов со своими вассалами. Однако Пруссию они не покорили, и через некоторое время граница вновь запылала. Пруссы начали массированные набеги, опустошая и разоряя Поморье и Мазовию, пограничная Хельмская земля была превращена в пустыню. По некоторым сведениям, было разрушено и сожжено 250 приходских церквей, не считая часовен и монастырей. Для прекращения этих набегов необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовии. Помочь развязать этот узел проблем мог бы орден Братьев рыцарей Христа «Fratres Militiae Cristi», действовавший в Ливонии с 1202 года. Этих рыцарей называли также Меченосцами - по гербу на белом плаще в виде небольшого красного креста, с находящимся под ним красным мечом остриём книзу, носимому ими на левой стороне груди. Но у них были свои проблемы в Ливонии (Лифляндия, Эстляндия и Курляндия), и оказать помощь Польше на этом этапе они не могли. Тем временем положение польского князя Конрада Мазовецкого всё ухудшалось. Отряды пруссов непрерывно предпринимали опустошительные набеги на польские территории, преимущественно на Мазовию. Конрад этими набегами был доведён до отчаяния, отсутствие средств привело к тому, что он не мог предпринять против пруссов не только наступательные действия, но и противостоять им в обороне. Дело дошло до того, что один из отрядов пруссов, подойдя к его резиденции, потребовал от него лошадей и одежду. Конрад не смел отказать и обобрал приглашённых к нему на пир знатных панов, отослав их лошадей и верхнюю одежду пруссам. Видя безнадёжность положения, Конрад Мазовецкий, вероятно по совету князя Хенриха Бородатого, который в 1222 году выделил в Силезии владения Тевтонскому ордену, в 1225 году (по другим сведениям в 1226 году) завязал контакты с Великим магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца. Герман фон Зальца был в курсе дел европейского Севера, но после провала орденской миссии в Венгрии к приглашению Конрада Мазовецкого отнёсся очень осторожно. Видя, что переговоры затягиваются и Тевтонский орден не спешит на помощь, Конрад по совету прусского епископа Христиана и других князей решает в этом тяжелейшем положении, по примеру епископа Рижского Альберта, создать свой рыцарский орден. Известно, что в декабре 1227 года или в январе 1228 при дворе князя обсуждался проект основания нового ордена. Сразу после принятия решения о создании ордена Конрад Мазовецкий приглашает из Ливонии орденских Братьев рыцарей Христа. К тому времени часть рыцарей-меченосцев была крайне недовольна своим орденским руководством. Магистр ордена был вынужден проводить политику, зависимую от Рижского епископа, и приносить ему присягу. Рыцари требовали независимой политики и были настроены крайне оппозиционно. После приглашения Конрада Мазовецкого оппозиционная группа орденских рыцарей в количестве 15 человек вышла из состава ордена Меченосцев и покинула Ливонию. Где-то в 1228 году они перебираются в Добжинскую землю в Мазовии. Возглавлял этих рыцарей брат Бруно, имевший свои далеко идущие планы. Историк Герхард Лабуда полагает, что эти орденские рыцари происходили из Нижней Саксонии и Мекленбурга. Среди них были потомки славянского Мекленбургского рыцарства. Князь Конрад в качестве резиденции пожаловал им Добжинский замок, расположенный на правом берегу Вислы. Это укрепление являлось хорошим плацдармом для борьбы с пруссами. Вместе с замком ордену были пожалованы земли между ручьями Каменица и Хельменица до прусской границы. На содержание ордена Конрад выделил поместье Седльце в Куявской земле. Пожалование относится к 1228 году. Полоцкий епископ уступил право на эту территорию и сбор десятины на ней новым поселенцам. Созданный орден был назван «Братья рыцарской службы Христу в Пруссии». Имеются сведения и о других его названиях: Рыцари Христа , называемые также Рыцари Пруссии (milites Prucie) или братья из Добжиня . По-польски он назывался Добжиньские братья. Есть ещё одно предположение, по которому контакты Конрада Мазовецкого с меченосцами начались ещё в 1224 году. Прибывшие из Ливонии рыцари в первом же сражении были разбиты пруссами, что побудило Конрада пригласить в Мазовию Тевтонский орден. Исходя из этого, можно предположить, что в 1227 - 1228 годах новое объединение только получило статус ордена.
Невероятно, что орденские братья сразу после приглашения смогли в том же году перебраться в Польшу и сразу потерпеть поражение. Ещё нужно было время договориться об условиях их пребывания в Мазовии. Образование нового ордена в течение одного года вызывает сомнение. Первые четырнадцать братьев-рыцарей Добжиньского ордена перешли в него из Ордена меченосцев, действовавшего в описываемое время в Ливонии и носившего сходное официальное название "Воинства (рыцарства) Христова в Ливонии". Брат Бруно, назначенный магистром Добжиньского ордена, также был в прошлом рыцарем-меченосцем. В учредительной грамоте Добжиньского ордена перед ним ставилась задача "ратоборствовать против опустошителей Мазовии". В современных хрониках этот новый орден именовался по-разному, пока за ним наконец не утвердилось название, связанное с замком на Висле, являвшимся центром дарованных данному ордену владений, как это недвусмысленно явствует из приведенного выше фрагмента "Хроники земли Прусской". Этот замок назывался на латинском (тогдашнем языке международного общения всего западно-христианского мира) и по-немецки Добрин, по-польски - Добжин (Добжинь), а сами владения - Добжиньской землей. По другим сведениям, Великим магистром Добжиньского ордена стал сам князь Конрад I Мазовецкий, а брат Бруно являлся лишь заместителем польского князя. Белое орденское одеяние добжиньских рыцарей было украшено эмблемой их ордена. По одной из версий, приведенной выше, их белые облачения и вооружение были украшены изображением обнаженного красного меча и красной звезды (символизировавшей откровение Христовой веры язычникам; относительно числа лучей у этой орденской звезды существуют различные мнения); по другой - двумя перекрещенными красными мечами остриями вниз с красной (или желтой) восьмиконечной звездой над ними. Некоторые историки придерживаются версии, что желтую (или, изъясняясь геральдическим языком, "золотую") "Вифлеемскую" звезду над скрещенными красными мечами имели право носить только те "добжиньские братья", которым посчастливилось совершить паломничество в Святую землю. Но, учитывая малочисленность добжиньского орденского "контингента", это представляется маловероятным. По некоторым данным, еще одним отличительным признаком добжиньских рыцарей являлись ножны мечей красного цвета (хотя думается, что это правило вряд ли строго соблюдалось в тех условиях, являвшихся постоянно боевыми или, так сказать, приближенными к боевым). Добжинский орден имел устав ордена Тамплиеров.
Читайте также:
Рыцарь: воин-аристократ. Часть 1.
Рыцарь: воин-аристократ. Часть 2.
Рыцарь: воин-аристократ. Часть 3.
Рыцарь: воин-аристократ. Часть 4.
Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 1
Никопольский крестовый поход (1396 г.). Часть 2
Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 1
Битва на Косовом поле (1389 г.) Часть 2
Святые и предатели. Итоги и последствия битвы на Косовом поле 1389 г.
Рыцарь Ордена Дракона: Николас II Гараи
Рыцарь Ордена Дракона: Освальд фон Волькенштейн
Рыцарь Ордена Дракона: Влад II Дракул
Знаковые фигуры Никопольского крестового похода
Спасибо. Не забудьте подписаться на канал ИСТОРИИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ и поставить лайк:)