5-й месяц Великой Отечественной войны. Бронетанковые части вермахта стремительно наступают на Москву. Во время проведения разведывательного полета, летчики Московского военного округа обнаруживают колонну немецких танков, растянувшуюся на 25 километров на Варшавском шоссе.
Никаких войск в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандующего в то время еще не было.
Воскресенье, 5 октября. Один из немногих дней, когда после изнурительных занятий, длившихся по 12 часов, курсанты Подольского пехотного и артиллерийского училищ могли отдохнуть, встретиться с родными...
5 октября курсанты Подольских военных училищ были подняты по боевой тревоге. В соответствии с приказом № 257 училищам предстояло выбыть на фронт в качестве отдельной боевой группы действующей 43-й армии. Командованием училищ было решено срочно сформировать передовой отряд и направить его для ведения сдерживающих боев на направлении Юхнов - Медынь - Ильинское, пока главные силы Подольских военных училищ не развернутся на Ильинском оборонительном рубеже.
Передовой отряд курсантов состоял из 6-й роты ППУ под командованием старшего лейтенанта Мамчича Л.А. и артдивизиона ПАУ под командованием капитана Россикова С.Я. Для переброски отряда была сформирована автоколонна. Марш до Малоярославца был совершен сжато и без потерь.
За рекой Изверь курсанты встретились с отрядом десантников 214-й воздушно-десантной бригады, сдерживающих натиск врага уже сутки. Командовал отрядом капитан Старчак Иван Георгиевич — начальник парашютно-десантной службы ВВС Западного фронта.
Еще в июле 1941 г. под Юхновом была сформирована база подготовки десантников для заброски в тыл противника диверсионных и разведывательных групп. Учитывая создавшуюся обстановку, капитан Старчак и комиссар десантного батальона приняли решение занять оборону на берегу р. Угра и сосредоточить усилия на удержании участка Варшавского шоссе и моста через реку до прихода подкрепления.
Отряд Старчака насчитывал на тот момент более 400 человек. Юхнов уже был в руках противника, но десантники еще удерживали д. Стрекалово. Утром сводный отряд курсантов и десантников под общим командованием Старчака перешел в наступление вдоль шоссе в направлении Юхнова.
Атака была столь стремительной и яростной, что враги отступили. Но вскоре со стороны противника был открыт шквальный огонь, атаки следовали за атаками: артиллерийский огонь, авиационный налет, наступление танков и пехоты. Первые потери в курсантских рядах... Штыковая атака... Но и следующий день снова был отвоеван у врага.
Огневое крещение юные бойцы выдержали с честью. Вечером подошло подкрепление — 2-я рота ППУ, батарея 222-го зенитного артполка, позднее — 1-я рота 108-го запасного стрелкового полка.
8 октября после ожесточенных боев курсанты отошли за р. Изверь.
В ночь на 10 октября передовой отряд подольских училищ совместно с медынским истребительным батальоном занял оборону на рубеж р. Шаня, а капитан Старчак вывел из района боевых действий оставшихся в живых десантников (около 60 чел ), передав занимаемые позиции подразделениям 17-й танковой бригады.
Передовой отряд курсантов, усиленный 1-й и 3-й ротами курсантов-пехотинцев и взводом курсантов 4-й батареи, разведотрядом 53-й сд. пехотой 108-го зап. полка и саперами Московского военного инженерного училища под действием превосходящих сил противника, отходя от одного рубежа к другому, вел упорные сдерживающие бои, используя малейшую возможность, чтобы дольше продержаться. Интенсивные атаки вражеских войск поддерживались бомбардировками с воздуха.
Тем временем в Малоярославецкий укрепрайон спешно выдвигались и занимали позиции новые резервы Ставки ВГК. На Ильинский оборонительный рубеж вышли и развернулись основные силы артиллерийского и пехотного военных училищ г. Подольска. Сюда же под прикрытием боевого охранения к исходу пятых суток отошли и курсанты передового отряда. Главная задача — выиграть время — была полностью выполнена.
Передовой отряд ППУ понес значительные потери: в ротах оставалось по 30-40 человек, две батареи потеряли до 80% личного состава и почти всю материальную часть. В числе погибших — командиры роты и взводов, комиссар артдивизиона. Тяжелые ранения получил ст. л-т Мамчич.
О значении этих нескольких боевых дней маршал Жуков Г.К., принимавший в те дни командование Западным фронтом и лично выезжавший на передовые позиции, писал:
«В результате пятидневных ожесточенных боев немногие остались в живых, но своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве»
Ильинский сектор обороны Малоярославецкого укрепрайона глубиной около 2 км имел протяженность более 10 км, передний край проходил по восточным берегам рек Лужи и Выпрейки, от д. Лукьяново, через с. Ильинское. до д. Малая Шубинка.
Его основу составляли орудийные и пулеметные ДОТы (Долговременные Огневые Точки) и ДЗОТы (Дерево-Земляные Огневые Точки). Всего на Ильинском рубеже было построено более 100 ДОТов, которые сохранились до настоящего времени. Перед траншеями ломаной линией тянулись проволочные заграждения. По западным берегам рек было проведено минирование.
Строительство оборонительных сооружений не было завершено. На амбразурах и дверях ДОТов отсутствовали броневые щиты, что позволяло осколкам от разорвавшихся снаружи снарядов проникнуть внутрь, не везде имелся хороший обзор. ДОТы и ДЗОТы не были замаскированы и представляли собой удобные цели и ориентиры для противника.
Курсантские подразделения принимали сооружения от рабочих батальонов уже в боевой обстановке. Совершенно отсутствовали технические средства связи, практически не было автотранспорта и других видов технического и инженерного вооружения, необходимых в бою.
Всего на рубеж прибыло около трех тысяч курсантов и командиров Подольских военных училищ в составе четырех стрелковых батальонов и шести артиллерийских батарей. Командование центральным сектором Малоярославецкого укрепрайона(позднее и всем правым флангом Малоярославецкого боевого участка) возлагалось на начальника ППУ генерал-майора Смирнова В.А. и его заместителя по артиллерии, начальника ПАУ полковника Стрельбицкого И.С.
Основные силы курсантов были подкреплены немногочисленными частями 108-го запасного стрелкового полка, 301-го пулеметного батальона, 222-го противотанкового зенитного полка, ротой курсантов Московского военно-инженерного училища, дивизионом «Катюш», других подразделений и занимали примыкавший к Варшавскому шоссе позиции. Это было наиболее танкоопасное направление. Было создано 5 противотанковых опорных пунктов: в районе д. Константиново, с. Ильинское, д. Сергиевка, д. Малая Шубинка и д. Митрофаново.
Правый и левый фланги прикрывали части 312-й стрелковой дивизии, сформированной в Казахстане. Детчинский сектор с задачей не допустить прорыва вражеских сил со стороны Калуги и Полотняного Завода занимали курсанты 4-го батальона ППУ также с частями 312-й стрелковой дивизии.
По словам генерал-лейтенанта Артемьева П.А., возглавившего фронт Можайской линии обороны, начиналась смертельная борьба за удержание переднего края этой линии.
Утром 11 октября позиции центрального сектора подверглись ожесточенным боевым ударам со стороны передовых частей 57-го моторизованного корпуса немецко-фашистских войск. Наступающие части корпуса имели превосходство в личном составе, полное превосходство в танках и авиации.
Группы пикирующих бомбардировщиков, сбрасывая бомбы, предварили танковую атаку врага — попытку пробиться через мост на р. Выпрейка. Потеряв несколько танков и часть живой силы, противник отступил на исходные позиции. В этот день курсантам пришлось отбить еще три атаки. Множество орудий и минометов обрушили свой огонь на укрепления, которые защищали курсанты. Ожесточенные бои продолжались в последующие дни. Казалось, что после мощных обстрелов на курсантских позициях уже не может быть ничего живого, но начиналась вражеская атака, и вновь оживал рубеж. Гибли орудийные расчеты, от прямого попадания снарядов в ДОТы бойцов контузило, сбивало с ног взрывной волной, осыпало бетонными осколками. Курсанты зачастую дрались в условиях окружения и полуокружения, будучи ранеными, не оставляли свои позиции. Они ходили в контратаки, кидались на врага в рукопашную, погибали, но не отступали. О кровопролитности боев говорят потери по отдельным гарнизонам ДОТов — до полной гибели всего расчета.
Обстановка осложнялась тем, что у защитников рубежа зачастую плотность огня была крайне мала. Нужно было исключительное мужество, чтобы удерживать оборону.
ДОТы обороняющихся расчетов в стане противника считались «воскресающими», так как курсанты успевали выкатывать боевое орудие перед финальным выстрелом, который должен был добить ДОТ.
Оборона выстояла и тогда, когда один из мощных ударов врага пришелся по позициям 3-го батальона, закрепившегося на левом фланге Ильинского сектора и имевшего в своем составе курсантов с пятнадцатидневным сроком обучения. Упорство, с которым враг пытался прорвать оборону батальона, объяснялось тем, что он мог выйти в тыл основным силам подольских курсантов. Со стороны немецко-фашистских войск был проведен ураганный артиллерийский обстрел всего района обороны 3-го батальона. Огонь врага был нацелен на подавление огневых средств курсантов. В один из дней противнику удалось вклиниться в оборону курсантов и овладеть д. Большая Шубинка.
Не имея здесь мощной артиллерийской поддержки, можно было надеяться только на мужество и героизм воинов. В этой ситуации было решено провести ночную атаку. Для противника она оказалась настолько неожиданной, что его части стали спешно отступать, не сумев организовать сопротивление. Положение было восстановлено.
В один из дней на окраине с. Ильинское немцы атаковали, предварительно термитными снарядами поджигая дома, освещая местность. Передний край обороны курсантов подвергся обстрелу прямой наводкой из вражеских танков. Следом пошла в наступление пехота... Курсанты били немецких солдат, просачивающихся в тыл основным силам училищ.
С самолетов на позиции курсантов были разбросаны листовки:
«Доблестные красные юнкера! Вы мужественно сражались, но теперь ваше сопротивление потеряло смысл. Варшавское шоссе наше почти до самой Москвы. Через день-два мы войдем в нее.
Вы — настоящие солдаты.
Мы уважаем ваш героизм. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите дружеский прием, вкусную еду и теплую одежду. Эта листовка будет служить вам пропуском».
16 октября на Малоярославецком боевом участке вступали в действие последние резервы. Обстановка на Ильинском рубеже обороны ухудшалась.Танки противника, прорвав оборону курсантов южнее, вышли на Варшавское шоссе в районе д. Черкасово и под красным флагом устремились на позиции рубежа с тыла. Однако танковая атака успеха противнику не принесла. Бой был тяжелым и скоротечным. Вся колонна танков была уничтожена у д. Сергиевка. Большую роль сыграли здесь гарнизоны ДОТов 4-й батареи под командованием л-та Алешкина и зенитчики. ДОТ, в котором находился Алешкин, считался одним из самых результативных на рубеже и его никак не мог обнаружить противник. С уничтожением маскировки ДОТа погиб почти полностью весь гарнизон вместе с командиром. Противник по всему рубежу обороны нанес новый мощный огневой удар. Вражеская авиация разрушила противотанковый ров, почти вся передняя линия ДОТов была подавлена. В донесении генерал-майора Смирнова В.А. командующему 43-й армией говорилось:
«Вот уже 12-й день Подольские училища обороняют данную полосу и имеют громадные потери в людском и материальном отношении... Командный состав почти полностью потерян... Люди исключительно переутомлены, падают на ходу...»
Несмотря на отсутствие средств связи, транспорта и походных кухонь, в тяжелых боях со значительно превосходящими силами противника бойцы и командиры частей 43-й армии и курсанты подольских военных училищ проявили величие духа, бесстрашие, мужество и массовый героизм. Они упорно защищали оборонительный рубеж и дрались с врагом внутри оборонительной полосы. 17 октября обстановка в районе с. Ильинского стала критической. Немецкая пехота непрерывно атаковала последнюю линию обороны курсантов — позиции у командного пункта.
Из штаба армии был получен приказ на отступление. Ночью, оставив заслон, ильинская группа двинулась на соединение с частями 43-й армии, занимавшими оборону на р. Нара. Группами через леса из окружения выходили защитники рубежа обороны. Позднее сводный отряд подольских курсантов в составе 43-й армии еще несколько дней вел бои на р. Нара. Оставшийся в живых личный состав училищ возвратился в Подольск.
После выхода из боев Подольские военные училища были передислоцированы: пехотное — в г. Иваново, артиллерийское — в г. Бухара. Довольно быстро состоялись ускоренные выпуски.
За исключительную стойкость, мужество и отвагу, подвиги курсантов и офицеров подольских военных училищ, проявленные ими в боях под Юхновом, на Малоярославецком боевом участке, была объявлена благодарность.
За время Великой Отечественной войны 36 выпускников Подольских военных училищ станут Героями Советского Союза, а имя подольских курсантов станет символом мужества и стойкости.