Гусарский напиток XIX века – это жжёнка.
Отлично умели готовить и всем сердцем любили жжёнку Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Островский. Например, Лермонтов научился её готовить, когда учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
А вот Гоголь пил этот напиток мало, хотя отменно готовил жженку на радость гостям!
«После обеда Гоголь в беседке сам приготовлял жженку, и когда голубоватое пламя горящего рома и шампанского обхватило и растопляло куски сахара, лежавшего на решетке, Гоголь говорил, что «это Бенкендорф, который должен привесть в порядок сытые желудки». Разумеется, голубое пламя и голубой жандармский мундир своей аналогией подали повод к такой шутке, которая после обеда показалась всем очень забавною и возбудила громкий смех».
У писателя была особенная манера приготовления «на тарелках», рассказывал Л. И. Толченов в своих воспоминаниях «Гоголь в Одессе 1850–1851 г». Но как именно он её готовил найти не удалось.
Жжёнку по праву можно назвать напитком XIX века
Считается, что появился напиток в военное время в 1812-1814 годах. Русская кавалерия готовила согревающую микстуру на основе захваченных у противника «модных» напитков.
В гусарских кругах существовал интересный обряд: после празднества тушили свечи, офицер ставил на огромный чан с горячим вином две перекрещенные сабли, на которую нужно было положить кусок сахара, облитый ромом. Всю эту «прелесть» поджигали и тушили сахар шампанским!
Кергель взялся приготовить ее и, засучив рукава у своего коричневого фрака, весьма опытной рукой обрезал кожу с лимонов, положил сахар на две железные палочки и, пропитав его ромом, зажег. Наконец жженка была сварена, разлита и роздана присутствующим. ― Живин, давай петь нашу священную песнь «Gaudeamus igitur»! А. Ф. Писемский. Люди сороковых годов, 1869 г.
Итак, для приготовления вам понадобится вино, ром (или коньяк), шампанское, сахар. Можно приправить напиток цедрой лимона!