Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

«Сифилис» Ричарда Теннанта Купера: страшные демоны болезни и неприятное искусство.

Оглавление
«Сифилис», Ричард Теннант Купер. 1912 г.
«Сифилис», Ричард Теннант Купер. 1912 г.

Мрачные медико-готические картины британского художника не известны широкой публике. Пожалуй, тема, выбранная автором, не только странная, но и отталкивающая: в своих картинах он описывал сверхъестественную связь между болезнями человека и их демоническими сущностями.

"Дифтерия пытается украсть маленького ребенка" (1910 г.).
"Дифтерия пытается украсть маленького ребенка" (1910 г.).

Несколько работ у него посвящены «французской болезни», которая в прошлые века считалась неизлечимой и смертельно опасной, особенно на поздних стадиях. Сейчас к сифилису гораздо более простое отношение, но художник также описывал рак, тиф, чуму, холеру и прочее (есть даже аллегория наркоза, где маленькие жуткие демоны атакуют человека под действием хлороформа).

"Голый человек без сознания, лежащий на столе, подвергается нападению маленьких демонов, вооруженных хирургическими инструментами; символизирует действие хлороформа на организм человека. "(1912).
"Голый человек без сознания, лежащий на столе, подвергается нападению маленьких демонов, вооруженных хирургическими инструментами; символизирует действие хлороформа на организм человека. "(1912).

Творчество Купера считают неприятным, но его картины любопытны, наиболее экспрессивная из них - «Сифилис».

Сифилис. 1912 г.
Сифилис. 1912 г.

Аллегория болезни здесь очевидна и устрашающа. Первое, на чем фокусируется внимание зрителя, это (естественно) обнаженная женщина в прозрачной накидке. По ее вульгарном макияжу и злобно-надменному взгляду понятно, что она куртизанка и ничуть этого не стесняется. Более того, впуская чудовище болезни к своему любовнику, она испытывает удовлетворение, даже наслаждение от возможности разделить нелегкую участь с представителем рода, который ее этим демоном и одарил.

Фрагмент
Фрагмент

Чудище, крадущееся в комнату – отдельный разговор. Это страшное существо, тело которого обезображено гумами, гниющими язвами последней стадии болезни. Оно поистине отвратительно со своим оскалом и костлявой рукой, вцепившейся в стул.

Фрагмент
Фрагмент

Мужчина, сидящий на этом стуле, уже в плену злобного существа. Вглядитесь, как его левая нога накрыта вуалью куртизанки (левое – символ измены). Он горько сожалеет о своей судьбе. И, кто знает, может его разбитая поза говорит о том, что он принес это чудовище в свой дом, своей скучной, но милой и верной супруге, явно не заслужившей подобного кошмара.

На столе перед кавалером символы чувственных удовольствий: алые цветы с осыпающимися буйными листьями, открытая бутылка вина, опрокинутый фужер. Вещи небрежно брошены у противоположного стула. Лица мужчины не видно, да персонализация и не важна, он лишь обобщающий образ всех жертв дурных последствий плотской любви.

Фрагмент другой работы на подобную тему
Фрагмент другой работы на подобную тему

У Купера есть еще одна работа с подобным сюжетом, на которой также, предположительно, показаны последствия греховной связи. В другой интерпретации женщина показана обнаженной лежа на спине, а голый мужчина уходит в толпу умирающих – невероятно тоскливый сюжет. Только вместо чудища, болезнь показана Смертью в классическом обличии скелета. Он трепетно тянется к руке женщины, как покорный зверь льнет к своей хозяйке.

Фрагмент другой работы на подобную тему
Фрагмент другой работы на подобную тему

Почему Ричард Купер вообще пришел к таким отталкивающим сюжетам в своём творчестве? Недостаток информации позволяет лишь предполагать, о художнике осталось слишком мало сведений. Возможно, он и сам страдал каким-то недугом, изливая горечь через искусство, или, страдал кто-то из его близких.

Гигантская рука, символизирующая бубонную чуму, рыщет по улица Лондона
Гигантская рука, символизирующая бубонную чуму, рыщет по улица Лондона

Возможно, Купер обладал извращенной психикой и питал искренний интерес к образам своих картин, а может, просто хотел выдать шокирующий контент и выделиться в довольно большой массе викторианских художников (к тому же, мода на все страшное и потустороннее как раз была присуща его периоду).

В любом случае, работы способны натолкнуть на размышления, имеют мораль и, несмотря ни на что, весьма приметны среди других художественных произведений.