Именно Николай Алексеевич оказал самое большое влияние на русскую поэзию всего XX века: он изобрел новый, свой, авторский стиль, заново определил задачу поэта в обществе и возродил журнал, собиравший вокруг себя всю литературную "элиту" 1840-60-ых годов.
О биографии
Все творчество Некрасова проникнуто некоторой печалью и тяжелой грустью - это его рана, которая не зажила в течении жизни и даровала поэту его силы. Но так бы эта сила не появилась у Николая Алексеевича, если бы в детстве он не был глубоко "ранен" своим черствым, грубым отцом, который обращался как с животными не только с крестьянами, но и со своей женой, Еленой Андреевной, матерью поэта (она, кстати, была совершенно другой, чем муж, - образованная, начитанная, добрая, но о ней чуть позже). Некрасов видел, как тяжело было жить с его отцом, как он бесчеловечно обращался с родными. Конечно, такие тяжелые эмоции, которые получал Николай Алексеевич, нужно было куда-то выплескивать: этим стал народ, которому поэт желал всех благ, и поэзия.
Узнав еще в детстве все несправедливое положение крестьянского народа, узнав о человеческой жестокости, Некрасов избрал свой литературный путь как путь поэта-гражданина.
Новый русский язык
Именно Некрасов вдохнул в русский язык новую жизнь: он вписывал в него новые слова, которые употреблялись до того только в народе, изменял значение газетных жаргонизмов и; он использовал красивую рифму Пушкина, гражданственность Рылеева и народность Крылова.
Даже если почитать, скажем, "Отпусти меня родная", то сразу броситься в глаза распевчатый слог поэта:
Отпусти меня, родная,
Отпусти не споря!
Я не травка полевая,
Я взросла у моря.
Не рыбацкий парус малый —
Корабли мне снятся,
Скучно! в этой жизни вялой
Дни так долго длятся.
Или, например, "Русская песня":
Что не весел, Ваня?
В хоровод не встанешь?
Шапки не заломишь?
Песни не затянешь?
Словно слышны голоса с народных гуляний или долгих работ в полях в этих и многих других стихотворениях.
Но Николай Алексеевич не просто живописует народ и есть жизнь: именно в нем он ищет лекарства своей постоянно кровоточащей ране, которая в течение жизни разрастается и дает ему новые творческие силы.
Поэт и гражданин
Некрасов твердо был уверен, что задача поэта - не описывать красоты мира, природу или любовь: он был уверен, что задача поэта - влиять на обществе, на страну. Служение своей родине, забота о благосостоянии ее и ее народа, здравая критика - то, что Николай Алексеевич видел своей задачей.
Но Некрасов видел и понимал все недостатки России тех лет - и сложное положение крестьян, которое не изменилось и после реформы, и противоречивое правительство - и потому стал некоторым "кричалой из народа", своеобразным колоколом. Николай Алексеевич не просто видел и оглашал проблемы народа (не только с социальной стороны, как это было до него, но и с нравственной), не просто сострадал народу - он страдал вместе со своим народом.
И это чувство безвыходности, замкнутости и грозной надежды на перспективные перемены Николай Алексеевич изложил в "Железной дороге":
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
...
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Некрасов настолько желал социальной справедливости, конечного душевного покоя для себя и для всего горячо им любимого русского народа, что изрек мраморную фразу: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан."
Поэт и мать
Некрасов также стал первым, кто "пригласил" мать в русскую литературу.
Литературные гиганты, творившие до Николая Алексеевича (Пушкин, Лермонтов), были лишены родительского тепла и заботы, - но Некрасов познал, что такое материнская любовь, тем более, от такой женщины, как Елена Андреевна.
Мать в творчестве Некрасова - чуть ли не центральная фигура: на ее плечи свалены все тяготы жизни - и рождение детей, и хозяйство, и душевное благополучие семьи, - и вместе с тем она гордо держится и продолжает делать то, что надо. Всю свою любовь, понимание и сострадание к матерям в целом Николай Алексеевич написал в "Матери":
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее — тернового венка…
Поэт и дети
У Некрасова даже есть небольшой цикл, посвященный молодому поколению - "Стихотворения, посвященные русским детям". С помощью простых и понятных деревенским ребятам образов - пчелы или дядюшка Яков - Некрасов нравоучает (важная стилистическая особенность детской поэзии Николая Алексеевича), показывает, как надо детям слушать своих учителей, а учителям - как правильно воспитывать.
Некрасов писал:
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
"Дедушка"
...как он ценит труд, целеустремленность и как хочет воспитывать их в народе.
Итог
По стопам Николая Алексеевича пошли многие писатели Серебряного Века - Блок, Есенин, Маяковский и Твардовский: они переняли и по-своему обработали новаторский опыт Некрасова, который расширил не только сам русский литературный язык, но и понимание и себе и о людях в целом.
К народу возбуждать вниманье сильных мира - чему достойнее служить могла бы лира?
© Николай Алексеевич Некрасов