Через мою секцию за эти «официальные» шесть лет работы в спортивной школе и в других местах прошло, наверное, уже больше нескольких сотен детей. Только с небольшой частью ребят мы продолжаем поддерживать отношения. Большинство пробегают мимо, задерживаясь на пару занятий, на пару месяцев, на год. Кто-то уходит, а потом возвращается. Кто-то забегает ко мне всего на несколько занятий, но стабильно раз в полгода. С кем-то мы встречаемся уже вне занятий.
Детско-юношеская секция по йоге – это какой-то крайне сложный конструкт, в котором я до сих пор до конца не могу разобраться. Иногда группа разваливается на глазах и уже, кажется, что придется закрывать секцию. Людей мало, денег едва хватает на то, чтобы закрывать аренду, всё говорит о том, что предприятие, в которое я ввязался, крайне несостоятельно. Окружающие говорят, что пора бы сменить вектор деятельности и бросить эту затею. Но потом как-то по волшебству происходит ряд событий, который выравнивает ситуацию, меняются залы, меняются люди, вдруг всё становится вполне себе хорошо. И вот снова полные группы и куча новых лиц. Младшая, средняя, старшая группа, иногда даже дошколята. И, если смотреть от точки, с которой я начинал, до сегодняшнего дня, то можно увидеть, как росло количество учеников, и нарастал методический материал к занятиям разных лет обучения. Для меня тяжело переживать расставание с ребятами, с которыми мы прошли уже довольно долгий путь, но я ещё продолжаю мечтать о детско-юношеском клубе по йоге, в котором была бы преемственность между старшими и младшими учениками, была бы общность между детьми и ребята продолжали бы общаться вне секции. Мне кажется это, то, чего сейчас не хватает. Нужно место, в которое дети могли бы приходить, и где им хотелось бы оставаться. Место, построенное на доверии и осознанности.
Почему я говорю об осознанности? Потому что, к сожалению, мы живем во время, когда над искренними отношениями между участниками группы преобладают товарно-денежные отношения. В спортивной школе я веду йогу и фитнес для детей бесплатно, некоторые родители рассматривают эти занятия как вариант «халявы» и бывают ребята, которые приходят не из-за того, что им интересен мой предмет, а потому, что здесь учат чему-то «за просто так». Ни родители, ни дети не готовы вкладываться, они настроены только брать. Нет у них эмоциональной вовлеченности, нет желания тратить время на развитие группы, нет желания вкладывать силы в построение уважительных отношений друг к другу. Вот так у меня появляются дети, которым абсолютно неинтересны занятия. На одной из тренировок я спросил одного особо отпетого хулигана, зачем он ходит, на что он ответил: «Если я не буду ходить, мне мама голову оторвет, это же бесплатно».
Похожее происходит и на платных секциях, я никогда не беру за занятия больше, чем нужно, независимо от того повышают мне аренду или сокращается ли количество учеников. Но при этом всегда находятся люди, которые хотят дешевле, или ищут поводы пропускать занятия, не оплачивая зал. Бывает и так, что человек проходил месяц, не оплатив занятия, а потом просто перестал ходить. Бывают месяцы, когда я доплачиваю за аренду из своей школьной зарплаты. Всем хочется высокого уровня преподавания при минимальных тратах. Но невозможно построить ничего хорошего, если ты сам не готов быть частью процесса. Отсюда и проблемы современного образования, когда к учителям относятся как к обслуживающему персоналу. В свою очередь у преподавателей пропадает всякая мотивация готовить качественные уроки. Как любит говорить мой друг в таких случаях: «Как платят – так и работаю».
Когда появляются ученики, которые хотят расти и развиваться вместе с тобой, все эти проблемы уходят на задний план и не представляют важности. Но, бывает, что приходят люди, которые совсем не понимают, как работает детско-юношеская группа, и смотрят на тебя как на инструмент удовлетворения своих потребностей. Тогда тебя «душит» эмоционально и морально эта гнетущая атмосфера какой-то абсурдной глупости. Это скорее вопрос философский. Вопрос чужого труда и отношения к нему. В данном случае перефразируя известную цитату можно сказать: «Относись к чужому труду, так, как хотел бы, чтобы относились к твоему».
Любые отношения, особенно внутригрупповые – это труд. А труд требует усилий. Это, значит, что ты не просто приходишь на занятие с ожиданием того, что тебе дадут сегодня, но и с мыслью о том, чем ты можешь быть полезен другим и что ты можешь дать. Осознание всего этого меняет и отношение к тренировкам. Мне нравится, что некоторые из моих ребят начинают это понимать. Отсутствие цены за занятия как на бесплатных секциях не означает, что преподаваемый предмет не имеет ценности, а преподаватель дурак, который сам виноват, что выбрал такой формат тренировок. Присутствие цены также не обозначает, что кто-то хочет вас ободрать и обмануть, за зал нужно платить и за труд и время тоже. В теории, всё очень просто, на деле всё не так однозначно.
В большинстве случаев именно у детей встречается позиция: «Что другие могут сделать для меня?» - абсолютно потребленческая. Отсюда потом вытекает утверждение: «Мне все должны». А учат их этому родители, которые потом от этого сами и страдают. Моя сверхзадача поменять отношение на: «Что я могу сделать для других?». Из первой позиции возникает обида на других людей из второй дружба с окружающими людьми. Обижаться или дружить – каждый выбирает сам. Но я склоняюсь ко второму, к крепким и дружеским отношениям с ребятами, основанным на общей деятельности, осознанности и доверии друг другу.