Считается, что в наше время засилья смартфонов и масс-маркета окружающие совсем перестали оценивать собеседника по часам, одежде и аксессуарам. На самом деле это не так. Рассказываем, какие часы стоит надеть на собеседование или важные переговоры.
Узнайте, с кем встречаетесь
Будущий работодатель или деловой партнер по-прежнему смотрит на обувь, телефон и, конечно же, на часы, поскольку никуда не деться – эти вещи составляют первое впечатление о человеке. И к нему можно подготовиться. Например, существует такая старая поговорка, что «часы подчиненного не могут стоить дороже часов начальника». Сейчас ей трудно следовать, потому что исчезла строгая иерархия «статусных» часов. Глава компании вполне может носить smartwatch за 50 000 рублей или Casio за 20 000 рублей. Это вовсе не значит, что нужно любой ценой раздобыть часы дешевле! На самом деле надо просто ориентироваться на общие ценности, важные для ваших собеседников. Например, если вы устраиваетесь в инновационный стартап, где большинство сотрудников молоды, скорее всего, никто просто не оценит, если вы наденете Rolex или IWC. В этом случае лучше подойдут дизайнерские часы в стиле Баухаус или скандинавского дизайна – они отлично сочетаются с костюмом и кедами. А если вы погуглили потенциально инвестора и увидели, что на большинстве фото он носит Patek Philippe, то лучше всего прийти на переговоры в качественной швейцарской механике в диапазоне 60 000-100 000 рублей: Oris, Epos или Frederique Constant – пусть он видит, что вы разделяете его ценности, хотя и нуждаетесь в финансовой поддержке.
Найдите свой стиль
Нет, не в том плане, что надо решить «эмо, гот или яппи» и одеться соответственно. Просто с помощью часов и других элементов костюма вполне реально визуализировать самые главные плюсы ваших деловых качеств. Например, если в вашей работе главное напористость (менеджер по продажам, девелопер, продюсер и все прочие, кто имеют дело с убеждением клиентов), то часы должны быть массивными, полуспортивными, на стальном браслете с какой-нибудь яркой деталью – например, циферблатом или хотя бы стрелками. Если вы занимаетесь оказанием юридических или финансовых услуг, то часы лучше выбрать классические, достаточно дорогие, причем, редкие. То, что вы разбираетесь в часовых марках, не идете на поводу у моды, подчеркнет и профессиональную компетентность. Если среди ваших профессиональных качеств главные – это творческая свобода и инновационность, то вполне можно остановиться на smartwatch, дизайнерских часах или часах с необычными функциями. Независимость суждений и опять же компетентность лишний раз выделит, если часы будут не швейцарской, а например, немецкой или японской марки. Босс в Rolex вас зауважает, если увидит на руке Nomos, Muhle или Grand Seiko.
Будьте внушительны
Человек – существо не рациональное, а рационализирующее. То есть он принимает какое-то решение под влиянием смутных ощущений, а потом уже пытается найти этому разумное обоснование. Психологи давно уже научились этим пользоваться, чтобы «программировать» собеседника, подталкивая его к определенным действиям с помощью незаметных знаков. Например, известно, что резюме или бизнес-план, поданный в тяжелой солидной папке, оставит гораздо лучшее впечатление, чем просто пачка бумаги. Потому что «тяжесть» папки автоматически вызывает ощущение «солидности» содержимого. Точно также и часы. Если вам нужно показать, что вы твердо стоите на ногах, что на вас можно положиться – постарайтесь «утяжелить» свой облик. Пиджак с четкими линиями, сумка с документами, ноутбук (ни в коем случае не стоит приходить на собеседование налегке) и, конечно же, часы. Массивный хронометр на браслете придаст эффект солидности жестам. Причем, как у мужчин, так и у женщин.
Выберете любимый бренд
Если вы все правильно рассчитали, и собеседник обратил внимание на ваши часы и остался доволен увиденным, составив о вас нужное впечатление, будьте готовы к тому, что вас могут начать расспрашивать о часах. И тут надо уметь легко на все вопросы ответить. Даже если вы одолжили Officine Panerai Luminor у кузена специально для встречи с инвесторами, не моргнув глазом скажите, что цените швейцарскую механику, но в области дизайна считаете итальянцев непревзойденными. А если вы надели на собеседование Casio Pro-Trek, потому что в этой компании очень ценится спорт и здоровый дух, то вполне уместно будет похвастаться, насколько мощная у часов подсветка и показать все функции.
Не забудьте надеть часы
Опрос, опубликованный недавно в Wall Street Journal, показал, что бизнесмены все-таки больше доверяют собеседникам в часах, не важно каких, чем совсем без них. Даже если это будут smartwatch, соединенные с телефоном, это продемонстрирует, что вы открыты новым технологиям и идете в ногу со временем. Намного лучше, чем просто выложить смартфон на стол и периодически в него поглядывать. Почему часы сразу добавляют человеку благонадежности? Есть два объяснения. Во-первых, наручные часы, особенно со стрелками – это все-таки консервативный продукт, а к консервативным людям инстинктивно испытывается доверие. Во-вторых, часы на руке символизируют, что человек контролирует свое время, а значит, ответственно относится к жизни и работе.