Найти тему
Из точки А в точку Б

Первый машинист "Сапсана" вспоминает, как это было

лексей Максимов управляет поездами уже больше 30 лет. Он водил и электрички, и ушедший в историю ЭР-200, и не взлетевший "Сокол". Он же управлял "Сапсаном" в его первом коммерческом рейсе 17 декабря 2009 года.

"На испытаниях «Сапсана» мы выжимали из него 290 км/ч. Это были удивительные ощущения, ведь когда поезд разгоняется свыше 250 км/ч, получается эффект полёта. Будто не по рельсам едешь, а по воздуху", — рассказывает Алексей Максимов газете "Гудок".

А ещё учили немецкий язык — прямо на ходу, с переводчиком, главным конструктором и ведущим инженером.

Потому что первые "Сапсаны" были полностью разработкой концерна Siemens, русскоговорящих сотрудников было всего двое, а всего на испытаниях — 20. И через переводчика не всё пустишь, тем более при двойном переводе — с немецкого на английский и с английского на русский. В критических моментах обращались непосредственно к инженерам.

"Ты всегда максимально сконцентрирован и вообще не можешь отвлечься. Даже машинисты пассажирских электричек на пути следования сталкиваются с очень нестандартными ситуациями. С тем, чего никогда не бывает в обычной жизни. В любую секунду может выскочить зверек на рельсы например. А если идет ливень или снегопад, работаешь практически по приборам — как летчики при посадке, когда они совсем не видят полосы", — рассказывает Алексей в интервью "Интерфаксу".

На испытаниях "Сапсаны" гоняли на скорость 275–290 км/ч. До первого коммерческого рейса работать с ними учились год, и в процессе испытаний писали инструкции, порядок действия в разных ситуациях, старались предусмотреть все возможные проблемы и их решения для следующих локомотивных бригад.

Всего за время адаптации состава к российским условиям ОАО «РЖД» совместно с Siemens получило свыше 70 патентов. Поезд стал уже практически российским — его постоянно дорабатывали под наши условия. Речь идёт и о большей прочности, и о разном влиянии путей на подвижной состав, и, конечно, о климате.

По российским нормативам у машиниста должна быть возможность встать во весь рост. Расстояния у нас не позволяют столько часов сидеть без вреда для здоровья.

Это тоже потребовало доработки кабины. "Также российские металлурги освоили выпуск колёсных центров для высокоскоростного подвижного состава, включая поставки на экспорт. То есть проект «Сапсана» стал стимулом для развития отечественной металлургии. Железные же дороги получили задел на будущее", — пишут отраслевые издания.

"Сапсан" спроектирован для скорость до 330 км/ч.

То, что он сейчас развивает 200 км/ч, связано в основном с тем, что по-настоящему высокоскоростное движение возможно только по специальным путям. Когда будет готова инфраструктура, за поездами дело не станет.