Найти тему
Журнал «Самогонъ»

Форд против Феррари: гонка, изменившая мнение о «короле Ле-Мана».

Оглавление

24 часа Ле-Манна — испытание на надежность.

Формула 1 не всегда имела статус королевы гонок. Такие дела, ведь в середине ХХ века эта гонка, ныне самая популярная, оставалась в тени «24 часов Ле-Мана». «24 Ле-Мана» — это испытание на надежность. В течение суток автомобили подвергаются механическим нагрузкам, и не многие из участников добираются до финиша. Чтобы приковать к себе внимание Европы и всего мира, и тем самым увеличить продажи, американские производители гоночных машин понимали: необходимо одержать победу в главной гонке Старого Света. Генри Форд II принял решение, которое впоследствии привело компанию к созданию одного из самых крутых спорткаров в истории.

Гонка «24 часа Ле-Мана» 1969
Гонка «24 часа Ле-Мана» 1969

Дерзко сорванная сделка, положившая начало войны

Опыта участия в подобных соревнованиях у Форда не имелось, зато финансовые возможности были почти безграничными – купить Феррари было самым очевидным решением. К тому моменту итальянцы выиграли 3 гонки подряд, но испытывали финансовые трудности, поэтому и приняли предложение смекалистого бизнесмена за баснословную по тем временем сумму (16 миллионов долларов). 21 мая 1963 года Генри Форд II со свитой юристов прибыл в Моранелло. Все шло к успешной сделке, но старина Энцо прочитал контракт слишком внимательно, скорее всего к сожалению Генри. Дело было в одном пункте — Энцо оставался директором Феррари, но терял контроль над Скудерией — гоночной командой. Этот пункт можно было бы и обсудить, но прагматичные американцы не учли факта итальянского темперамента. Энцо просто встал из-за стола и объявил, что уходит обедать. И все.

Форд, «немного» раздосадованный, вернулся в штаты с намерением создать свой автомобиль, который уделает Феррари на ее территории. Для победы в Европе требовались европейские специалисты с опытом участия в ЛеМане, нужно было создать автомобиль развивающий 320 км/ч, способный гнать в любых погодных условиях 24 часа, которые на трассе будут равны примерно 9000 милям. Дамоклов меч был занесен над британцами из компании Lola, которые уже использовали агрегаты Форд в своих автомобилях и теперь должны были отдуваться за амбициозного старпера-янки. На все дела отвелся один год.

Ford GT 40 (Grand Touring 40), 40 дюймов — высота автомобиля.
Ford GT 40 (Grand Touring 40), 40 дюймов — высота автомобиля.

Череда провалов и новые друзья

Первые тесты GT провалил с треском. Двигатель V8, объемом 4,2л (такой же, как на Мустанге) был конечно хорош, но зачем он вообще нужен, когда машиной невозможно управлять? Скорее всего тот же вопрос был у пилота после аварии, в которой первый тестовый автомобиль немного разнесло по местным деревням в радиусе нескольких километров (sic). В силу разобранности состояния авто после инцидента, причины этого инцидента были не совсем ясны. Второй автомобиль повторил историю первого. Время шло и шло, до Ле-Мана оставалось всего два месяца, и лучшим решением для Форда было дождаться следующего сезона, но гордость ему не позволила ждать. Положившись на великое русское «avous’» американская команда Форд феерично пролетает по всем параметрам, не добравшись до финиша, а краснощекие парни из Феррари занимают весь пьедестал.

Когда что — то не получается, есть верный способ заставить это работать. Влить в это дело дополнительную кучу бабла! А если не получается и так, то нужно лишь удвоить ставку. А как и куда? Варианты были: Керолл Шелби искал деньги на свои новые автомобили, а Брюс Макларен подрабатывал тест-пилотом шин, чтобы содержать свою гоночную команду Формула 1. Они оба являлись выдающимися инженерами, а Брюс на тот момент считался, к тому же, одним из лучших гонщиков. Собственно он лично и начал тестить новый GT40, вторым пилотом стал Кен Майлз, который тоже имел не хилый опыт создания гоночных машин. После первого пробного заезда на автомобиле первой серии он сказал, что это хуже чем гребаный танк, которым он рулил на фронте. В общем, несмотря на проделанную огромную работу над GT40 и потраченные средства, времени до конца года опять не хватило. Из 6 машин стартовавших в 1965-м году ни одна не добралась до финиша, а непокорные Феррари снова ликовали.

Кэррол Шелби
Кэррол Шелби

Гонка, изменившая мнение о «короле Ле-Манна».

Бабки лились в проект с утроенной мощью. Весь следующий год Кен Майлз и Керролл Шелби занимались доработкой автомобиля. Как в сказке, в один прекрасный день они проснулись вдвоем и увидели под окнами плод своей работы – Ford GT40 Mk2. И сев в него, они остались довольны, ведь главная проблема теперь решена — автомобиль перестал пробуксовывать на скоростях выше 250 км/ч и терять управление из-за аэродинамики. Машина стала надежной: коробку (а ее ждало более 3000 переключений) и мотор (более 9000 миль в режиме «тапка в пол») тестировали на специальном стенде, имитировавшим гоночные нагрузки.

В Феррари техники тоже не страдали фигней и выставили против Форда модель Р3. По сравнению с GT Mk2 она была медленнее на прямых, но быстрее в поворотах. Вот и понеслось! В 1966 году Форд выставляет сразу 8 машин, в одной из которых Кен Майлз. Феррари против него выставили Джона Сертиз. На старте Сертиз так и не появился-по непонятной причине его сняли с гонки, хотя на тот момент он считался одним из лучших гонщиков в мире. Видимо испугался британского командира танка.

К середине гонки половина фордов съехала с трассы из-за разных мелочей. Поэтому остальные не гнали во всю мощь дабы сберечь машину, но только не Кен Майлз. Везучий бравый британец видимо вошел в азарт и почувствовал как надо управляться с этим непокорным Фордом! Темпераментные Феррари пытались угнаться за ним, но по факту только убили свои машины.

В итоге куча бабла и мастерства сделали дело. Вершина покорилась, и первая машина в гонке теперь называлась именем американского бизнесмена.

Кен Майлз 1964 «24 часа Ле-Мана»
Кен Майлз 1964 «24 часа Ле-Мана»

На этом история не закончилась, она скорее приобрела мрачные тона. Генри Форд II хотел видеть настоящую американскую победу, а так как Майлз — англичанин, то чистая победа Америки не получилась. Через два месяца после того сезона Майлз погиб в аварии при испытаниях новой машины. Форд же выиграл еще 4 сезона.

Больше интересных статей читайте на https://samogon.media/