Когда у современных молодых мужчин вдруг появились бороды, причем массово, стало понятно: это больше, чем просто мода. В новую Россию пришли и новые салоны — барбер-шопы. Исключительно мужская территория — свой дивный мир.
Иван да Петр
В недоумение и печаль поверг Россию начала XVIII века указ Петра Первого о брадобритии.
Еще при Иване Грозном некоторых придворных юношей, начавших бриться на европейский манер, обвиняли в излишнем женоподобии. Стоглав — сборник решений церкви 1551 года — объявлял бороду и усы неприкосновенными: "подсекати и остризати брады" — грех.
Царь-реформатор мог заставить приближенных расстаться с безусловным мужским признаком, но большая часть населения предпочла вместо этого заплатить специальный налог.
Бородатые женщины и безусые юнцы
Практически любая традиционная европейская культура — будь то викинги или славяне — высоко ценила бороды. Бритье чаще всего было связано с гигиеническими нормами армии: считается, что Александр Македонский первым потребовал от своих воинов бриться. Моралисты Древнего Рима сокрушались, что мода на чистые подбородки, пришедшая после завоеваний в Греции, развращает римскую молодежь. Впрочем, уже пару веков спустя эта мода перестала считаться признаком цивилизованного человека.
Борода оказывается на перепутье многих базовых концепций культуры. С одной стороны, традиция твердит, что чем человек старше, тем выше его ценность для общества. Борода как безусловный признак зрелости мужчины была исключительно важна, а "безусым юнцам" следовало помалкивать и внимательнее слушать старших.
Женщина с бородой — ценный работник цирка Барнума и Бейли именно из-за редкости такого явления.В XIX веке даже был период, когда солдат французской армии обязали носить бороду, в том числе чтобы воспрепятствовать проникновению в армейские ряды переодетых женщин.
Бороды как символ статуса
С другой стороны, граница между "дикостью" и "культурой" в человеческом обществе определяется усилиями, приложенными для изменения как среды, так и самих себя. Бритье (как косметика и татуировки) — именно такое усилие. Еще в палеолите излишнюю растительность на лице удаляли обсидиановыми скребками. Египтяне и шумеры нашли оригинальное решение: на чисто выбритое лицо надевали накладные бороды — и цивилизованное изменение выполнено, и статусный символ возраста в наличии.