Найти тему

5 шагов излечения. Как улучшить понимание математики? Ч.2

Оглавление

Вот ведь парадокс: если сказать: “Делайте так и будет лучше”, то будут делать ровно те, кто и так делал. Остальным нужно сначала узнать “Почему?”

Странный вопрос

Не удивляет ли вас, что математики, чтобы донести свои математические мысли до других математиков, используют родной язык, а не только математические символы?

Если вы не буйно помешанный (таких на канал заходила парочка)), то удивитесь: что тут странного? Странно такой вопрос задавать!

Похоже, что человеческий язык шире и выражает нечто большее, чем язык математических символов. Язык математики особым образом (“более точно”) выражает часть более широкой реальности.

Математики, физики, историки, писатели, художники используют свои специальные языки. Лучше ли один другого? Или каждый играет свою роль в общей пьесе, где главный режиссер - естественный язык?

  • “Роза” - часть мира растений.
  • “Мир растений” - часть “всего живого”.

Части имеют смысл и существует только как части целого. Роза живет исключительно среди других растений. Выдерни ее из родной стихии - и либо она погибнет, либо превратится в “розу”. Горшок на окне.

Дикая и естественно - прекрасная (из моего архива)
Дикая и естественно - прекрасная (из моего архива)

Как “Царицу наук” превратили в школьную математику.

Школьную математику изолировали, вырвав из общей реальности.

Может здесь и зарыта собака “особенно - массового непонимания математики в школе”? (Чуть ниже увидим, что это так и есть).

Вертолетный эксперимент непонимания

Представьте: вас с завязанными глазами доставили куда-то на вертолете.

Оказалось - на вершину горы. Но вы пока этого не знаете и, оглядевшись, пробуете что-нибудь сделать с тем, что видите, но ...

... Не забывайте, что это - метафора и вы не знаете, где вы, что перед вами и как с этим управляться …

… Вы тянетесь к “Игрушечным” домикам, хотите передвинуть их, но оказывается, что они не совсем игрушечные, как казалось сверху ...

Эта аналогия напоминает “абстрактную” математику современной школы.

Почему дети путаются в простых задачах и обыкновенных дробях?

Потому, что “учат” математику “вертолетным методом”. Не понимают, где место математики, как она связана с реальностью и к чему “приделаны” формулы, которые они учат.

После колмогоровской реформы и внедрения “теоретико-множественного метода" математика стала похожа на “вертолет”.

Дети запоминают определения на непонятном, еще не освоенном ими языке. Определения, смысл которых они понять еще не могут, но могут запомнить.

На вертолете в гору ... (с сайта Pixabay.com)
На вертолете в гору ... (с сайта Pixabay.com)

Кто такой дебил?

Как справиться со школьной дебилизацией детей, которая определенно происходит? Кто такой дебил - не обзывалка ли это?

Нет, это термин клинической психиатрии.

Дебилизм - слабая степень умственной отсталости. Неспособность улавливать смысл, схватывать ситуацию в целом.
Выражается в нарушении логики, грамматического строя речи, бедном словарном запасе. Дебилы плохо пересказывают прочитанное и не могут выделить главную мысль текста или устного сообщения. Дебилы могут обладать хорошей механической памятью без осмысления материала.
Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика”. Свободная цитата из Википедии

Дальше думайте сами: есть ли преувеличение в заголовке предыдущей статьи.

Как улучшить понимание ребенком математики?

Как снизить степень дебилизма, который есть неспособность понимать смысл целого?

Через воссоединение основ математики с реальным миром, в котором живет ребенок.

  • Формул - с процессами, которые они описывают.
  • Цифр - с тем, что они обозначают.
  • Через понимание родного языка, который дети осваивают гораздо раньше языка математического. И который только его часть.

Вертолетный метод не работает.

Опыт постколмогоровской школы за полвека доказал то, что нормальным учителям было ясно с самого начала. Доказал через искалеченные судьбы детей, которые могли вырасти более успешными, понимающими и счастливыми людьми.

Дополняя целое

Нильс Бор, отец квантовой физики, более других ученых-современников размышлял о возможностях разных языков описывать единую Реальность. И сформулировал принцип дополнительности.

Совершив некоторую вольность, применим принцип дополнительности Бора к начальному обучению.

Опережающее и более глубокое понимание русского языка перед языком математическим не только полезно, но это единственный способ вывести большинство детей из ловушки непонимания простой математики.

Проблемы с математикой возникают после проблем с русским языком

Проблемы непонимания математики начались с ее “вертолетизации”.

Но принцип “От абстрактного к конкретному” внедрили не только в преподавание математики. Ситуация усугубилась введением в начальной школе фонематических программ Эльконина.

Подумайте:

  • Как ребенок сможет понять объяснения учителя или тексты определений из учебников, если не понимает смысл предложений родного языка?!
  • Как он будет решать текстовые задачи, не понимая смысл их условий?!
  • Как сможет применять формулы функций, не улавливая образов, стоящих за функциональными зависимостями?!

Простые советы непростым родителям

Начальная школа критически важна для развития. Уделяйте основное внимание пониманию, а не механическому заучиванию.

  1. Научите ребенка понимать значения слов, которые он употребляет. На уже понятных ему примерах.
  2. Учите понимать смысл текстов, начиная с простых и игнорируя пока непонятные.
  3. Учите понимать смысл чисел, числового ряда. Сначала на вещах. Позже - на примерах с вещами. И только потом переходя к символам - математическому языку.
  4. Уделяйте на начальном этапе обучения основное внимание пониманию родного языка. У ребенка опыт “обычного” мира, который описывается “обычными” словами, неизмеримо шире, чем мира математического. Значит и научить пониманию на этом этапе проще через родной язык, его образы и символы.
  5. Учите читать и понимать сказки, разговаривайте с ребенком, рассуждайте вместе с ним.

Если вы возьмете паузу и подумаете, то увидите: этот подход прямо противоположен школьному.

Следовательно, дает противоположный результат.

Лайк - согласие с темой. Подписка - продолжение темы.

Первая часть статьи тут.