Здравствуйте. С вами диванный околоисторик Алексей Коновалов. Околоисторик я потому, что мои истории легко опровергнуть, если сказать, что Бога нет, не было Христа, апостолов, ранних святых и некоторых других персонажей Евангелия, а были только предки славян, арии, пришедшие из Индии и говорящие по-индийски, один-в-один, как мы по-русски, живущие по ведам и пишущие чертами и резами.
Остальным, я думаю, будет интересен мой рассказ. Для этого я обращусь к автору книги "Церковная история" Евсевию Кесарийскому. Евсевий— римский церковный историк, епископ Кесарии Палестинской, участник Никейского Вселенского Собора. Многие указывают, что он был арианином, Феофан Исповедник неодобрительно о нём отзывался, хотя есть и такие, кто называет его православным. Но как бы там ни было, его книга является практически уникальной и единственной в данном жанре.
Итак, сегодня речь пойдёт о человеке, чьё имя стало нарицательным, синонимом жестокости и бессердечия. Ирод.
Шёл сорок второй год правления кесаря Августа, двадцать восьмой с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, когда в Вифлееме Иудейском, во время первой переписи населения, в правление Квириния Сирией, родился наш Спаситель Иисус Христос. В это же время некто Иуда галилеянин поднял восстание против римского владычества, но он погиб, и восставшие рассеялись. Об этом писали евангелист Лука и Иосиф Флавий.
Тогда над Иудейским народом впервые получил власть чужеземец. Так исполнилось написанное Моисеем пророчество:
«Не исчезнет правитель из рода Иуды и вождь от чресл его, пока не придет Тот, Кого ожидают народы».
Впервые, начиная от Моисея, власть над иудеями была отдана римлянами чужестранцу. Как писал Иосиф Флавий, он был идумеянин по отцу, и араб по матери, Африкан (которого Евсевий называет хорошим историком) говорил, что отец Ирода Антипатр был похищен в детстве идумейскими разбойниками, потом жил среди них и воспитывался в их обычаях. Потом он возвысился во время первосвященничества Гиркана, и в это время родился Ирод.
Сам Гиркан стал первосвященником, получив этот сан от римского военачальника Помпея, когда тот взял Иерусалим силой, осквернил храм, войдя в Святая Святых, а царя и первосвященника Аристовула, брата Гиркана, в оковах отправил в Рим, весь иудейский народ сделав данником римлян.
Гиркан был взят в плен парфянами, и народ иудейский, впервые, волей римского сената и императора Августа, был отдан в руки чужеземца Ирода.
Чужак, у которого не было ничего общего с еврейским народом, приказал уничтожить списки родов, чтобы показаться знатным, чтобы никто не мог оспаривать его царство и первосвященство. Но у немногих людей были свои собственные списки , и они сравнивали их друг с другом.
"Когда Христос родился, согласно пророчествам, в Вифлееме Иудейском в указанное нами время, Ирод – вследствие расспросов пришедших с востока волхвов: «Где находится новорожденный Царь Иудейский? Мы видели звезду Его, по этой причине отправились в такое путешествие и возымели сильное желание поклониться Рожденному, как Богу» – весьма встревожился этим событием; считая, что его власти грозит опасность, он расспросил у законоучителей народа, где ожидают рождения Христа. Узнав, что по пророчеству Михея в Вифлееме, он издал указ, повелевавший перебить в Вифлееме и окрестностях грудных младенцев и детей, начиная от двух лет и младше, в соответствии со временем, которое точно указали волхвы. Он считал вполне естественным, что Иисус разделит горькую участь своих сверстников."
Но родители юного Христа, по воле Божией, узнали, что будет, и увезли Его в Египет. Так учит нас святое Евангелие.
Стоит узнать, какое наказание постигло Ирода за его преступление перед Христом и его сверсниками. Божий Суд ещё при жизни настиг его, как бы желая показать, что его ждёт после смерти. В государстве всё было благополучно, но дом свой он омрачил непрерывными несчастьями: убил жену, детей, самых близких родственников. На этом злоключения Ирода не закончились, бич Божий гнал его до самого конца. Иосиф Флавий это описал так:
«Болезнь Ирода усиливалась: Бог взыскивал за его беззакония. То был слабый огонек, тлевший в нем; при ощупывании большого воспаления нельзя было обнаружить, а оно как раз и усиливало его внутреннюю болезнь. У него было страшное желание что-нибудь съесть, и ничем нельзя было ему помочь; язвы во внутренностях, особенно в прямой кишке, и воспаление ног, полных прозрачной жидкости, жестокие боли. В паху такое же состояние; мужской член гнил, и в нем завелись черви. Дышать он мог только выпрямившись, и от его частого и тяжелого дыхания шло тяжелое зловоние. Все его члены стягивали невыносимосильные судороги. Люди, вдохновенные Богом, которым дано все мудро провидеть, говорили, что Бог взыскивает с царя за множество его нечестивых дел».
Сам Ирод судорожно цеплялся за жизнь, боролся с этими мучениями, надеялся на выздоровление и искал способы лечения. Он купался в тёплых водах, текущих в Асфальтовое озеро, принимал ванны, наполненые тёплым оливковым маслом. Однажды, принимая такую ванну, он упал в обморок, и глаза его закатились. Слуги подняли крик, от крика он пришёл в себя. Отчаявшись выздороветь, он велел раздать простым воинам по пятьдесят драхм, а начальникам значительно крупные суммы.
Теперь он замыслил ещё одно преступное дело. Собрав всех знатных людей из каждого селения в Иудее, он велел запереть их в ипподроме, сказав своей сестре Саломее и её мужу Александру:
«Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, но в моих силах заставить других оплакивать меня и блистательно справить мои похороны, если только пожелаете исполнить мои распоряжения: всех этих находящихся под стражей людей велите, как только я испущу дух, окружить воинами и перебить: пусть вся Иудея и каждый дом оплакивает меня, хотя бы и против воли»
Иосиф также пишет, что, мучимый желанием есть и припадками кашля, Ирод решил поторопить судьбу. Взяв яблоко, он попросил нож, так как любил есть, разрезая пищу на куски, затем, оглянувшись, не помешает ли кто, поразил себя. Перед самой смертью он приказал убить своего сына, (это был уже третий, после двух, умерщвлённых ранее) и тут же скончался в тяжких страданиях.
После смерти Ирода ангел явился во сне Иосифу и велел ему вместе с Младенцем и Его Матерью вернуться из Египта в Иудею, потому что умерли все, преследовавшие Его. К этому евангелист добавляет:
«Услышав же, что Архелай царствует вместо Ирода, отца своего, Иосиф убоялся идти туда; но получив ответ во сне, пошел в пределы Галилейские».
Вот такая незавидная судьба была у царя Ирода. Вот уж действительно, не в деньгах счастье!
А вам друзья, я желаю и счастья, и денег! Буду рад, если вам понравилось. Буду благодарен за комментарии, лайки и подписки. Удачи вам!