Всем доброго времени суток! Данная статья будет скорее научной, нежели практической, так как, помимо своей деятельности в бизнесе, я еще и аспирантка, исследующая гособоронзаказ (ГОЗ) в своей кандидатской диссертации. И я решила привести небольшой отрывок из своей уже опубликованной статьи для Вас, чтобы понять, есть ли интерес к данной теме, и стоит ли раскрывать практические аспекты участия в ГОЗах для моих читателей. Надеюсь узнать Ваше мнение в комментариях. ГОЗ в моих исследованиях рассматривается с точки зрения логистики, поэтому в статье будут встречаться "логистические" термины и подходы.
С вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также ряда документов, дополняющих его, мы получили новое для нашего государства явление: прозрачную цепь поставок, контролируемую государством по определенному набору критериев. Такая цепь даже получила свое узаконенное название - кооперация головного исполнителя. Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.
В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями[1]. Это не только предприятия оборонного комплекса, но и коммерческие организации, в той или иной мере причастные к исполнению государственных оборонных заказов.
Выявленные мной характеристики, которыми в теории должна обладать кооперация исполнителей гособоронзаказов для их успешной реализации:
- высокий уровень качества изделий на любом уровне цепи поставок;
- соблюдение принципов минимизации затрат;
- соблюдение сроков поставок при достаточно длительном технологическом цикле производства конечной продукции;
- синхронность всех звеньев цепи;
- возможность открытого обмена информацией между участниками цепи;
- отлаженные системы учета затрат;
- наличие единых стандартов и подходов к ведению учета, калькуляции стоимости изделий;
- способность быстро реагировать на изменяющиеся требования;
- наличие развитой сети партнёров и альтернативных поставщиков.
Что же происходит на практике?
А на практике возникает огромное количество противоречий и препонов к быстрому и эффективному исполнению ГОЗа, особенно у компаний, ранее не имевших никакого отношения к ОПК или ГОЗу. Начиная с открытия отдельных счетов в банках, далее сталкиваясь с раздельным учетом, с отказами своих поставщиков дублировать требования договора и быть причастными к ГОЗ, с поиском путей финансирования такого заказа - чаще всего "нечаянно" попавший в ГОЗ предприниматель собирает все шишки, срывает сроки, получает штрафы и нагнетает на себя проверки - и клянется больше никогда не влезать в подобные истории.
Подробнее о том, что из себя представляет ГОЗ на практике, расскажу в других статьях, если эта тема покажется интересной. Жду Ваших мнений!
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" ст. 3 п. 4.1