Я давний любитель стратегий и нуб в написании текстов для публики, но всё же стоит попробовать так как это стоящая игра, поэтому:
Et receperint legentibus!
Приветствую читатели, в этом тексте я предложу вам отправится на чуть более полторы тысячи лет назад, во времена раздела древнего Рима 395 н.э. после смерти императора Феодосия I. Представьте: многокилометровая империя была разделена между двумя сыновьями - Феодосия Флавий Аркадий на востоке, младший Гонорий на западе. Цезарь, мы всё про***ли.
Это было время жестоких и кровавых войн, время орд варваров, разоряющих империю, время властвования Сасанидов и их марионеточных государств. Ну и самое главное время вторжения армий Гуннов(этакие монголы 5 века), с чего всё и началось.
Что ж, а причина, почему я начинаю не с Rome или Rome II, - это то, что Аттила по сравнению с Римом является менее популярной частью серии. Да и что там в топе онлайна стим до сих пор Rome II (да и по нему написано немало статей) на 40 месте (Warhammer 2 на 16-ом). Я думаю, это не очень справедливо, поэтому наконец-то начнём.
Postremo regem appropinquare bellator!
17 февраля 2015 года девятая игра серии релизнулась (хмммммм если игре уже 4 года, это ретро-обзор?). Стоит обговорить сюжет, но тут возникает проблема - его нет, как и во всех частях серии( не считая новейшие). Мы в начале выбираем фракцию, смотрим пафосное видео, где нам объясняют положение нашей фракции, говорят, скоро всё будет плохо... Всё, игра началась.
На мой взгляд, начальные ролики хоть и относительно простые, но хорошо сняты, мы постоянно видим эффектные пролёты камеры, красивые кадры и многое другое, что может зацепить(ну по крайней мере меня). В случае триумфа описанного ниже вы увидите финальный ролик, от которого пробирает до мозга костей.
Итак, перед нами выбор из 26 фракций, разбитых на народы, каждая из которых имеет свой культурный бонус и особенность фракции. Кто-то даёт плюс к санитарии(о которой поговорим позже), кто-то получает бонус от торговли с другими, другие не несут потери в снегу, другие дополнительную пищу. Мне очень нравится эта идея с бонусами, отражающая особенности народов, но некоторыми вы скорее всего не будете пользоваться, такими как как бонус от налётов у Норманнов(но боты любят грабить, это их любимое дело). Есть читерские, как у Восточных римлян, +5% от суммы в казне в конце хода, так к ходу сотому можно стать миллионером, что рушит несколько экономику.
Выиграть можно несколькими путями - дожить до 425 года и завладеть определённым количеством поселений, это будет малая победа, а если хочется больше, есть культурная(построить здания, много зарабатывать) и военная победа(захватить как можно больше). Ну и конечно же божественный триумф - завладеть буквально 70% карты, изучить почти все технологии, доминировать в религии и т.д. Довольно неплохая заявка, думаю, все любят триумф.
Отличие Аттилы от прошлой частей - это кочующие орды варваров и Гуннов, которые из себя представляет город в армии. Так гунны не могут осесть и вынуждены идти и сжигать всё за собой, собирая деньги и лишая врагов земель. А варварам ничего не мешает выбрать местечко поплодороднее в землях римлян..
У остальных же оседлых фракций владения делятся на провинции, в которые входят: столица провинции и два города поменьше. Здания в столицах и городах отличаются: в столице мы можем строить постройки, дающие крупные бонусы, постройки, дающие доступ к новым юнитам, религиозные храмы с большим влиянием и так далее. В свою очередь, в городках чаще здания для пропитания всей провинции (у варваров можно где угодно построить фермы, а римляне не хотят иметь в столице овец и коз), гарнизоны, да и всевозможные ресурсы для торговли и санитарные постройки(фонтанчик), чтоб не было чумы и оспы(население почему-то становится недовольным и вы получаете минус к общественному порядку).О, чёрт, я могу вечно говорить о строительном древе в этой игре)). Всегда не хватает денег, особенно в начале, поэтому нужно балансировать между постройкой зданий, приносящих доход, и зданий для найма/обороны.
Ну что ж, время нанимать армию. В игре у нас в армии максимум 20 отрядов, имеющие 3 ранга:
Первый - медный, второй серебренный, третий - золотой (Соревнования прямо). Чем выше ранг, тем больше параметров и сильнее активные умения. Но растёт и содержание отряда. У наших Палатина-Эквитес cодержание 131 монета, что довольно много, если набрать их очень много, но не стоит забывать, что они тяжёлая конница и не будет эффективна против копейщиков (которые затыкают лошадок, если их атаковать в лоб конечно же, к тому же противники берут их много). И самое главное правило исторической серии Total War - правило камень-ножницы-бумага. Конница бьёт пехоту, особенно атакой с фланга и тыла, если это не копейщики те же. Лучники хороши против конницы и лёгкой пехоты, но все другие их сметут. Метатели дротиков косят пехоту, но конница всегда может их догнать, да и в ближнем бою против пехоты они уже не справятся и так далее. Это заставляет нас брать разношёрстную армию с комбинацией войск, либо же специальный набор против определённого врага (Особенно против гуннов стоит набрать тяжёлых копейщиков и лучников с катапультами и баллистами, чтобы усмирять армию конных лучников, которые любят расстреливать весь запас стрел, перед тем как вступить в бой).
Me serve Imperatoris!
Каждую битву, встретив врага на глобальной карте, мы можем провести в автобое (стоит им пользоваться, когда у нас явное численное превосходство), компьютер соотнесёт наши силы и силы врага или же на квадратной карте в реальном времени, где уже лично мы командуем войском и всё зависит в большей мере от нас. (так одним отрядом элитных пикинёров из 120 человек в узком проходе города можно убить больше 500 аналогичных воинов или же артиллерией расстрелять ещё больше, нажимая клавишу Insert (ну хоть где-то ты пригодилась). Рельеф, погода, реки будут соответствовать выбранному месту на глобальной карте. Так, если мы встретим армию у реки, то и бой будет у реки, что очень удобно, чтобы играть от обороны. Особенно приятны осады. В них мы должны уничтожить врага и укрепления перед ним, но при этом можно закидывать поселение горящими снарядами, чтобы сжечь дома (хорошо снижает боевой дух и защиту в бою отрядов врага); а так же захватить городские площади, дающие боевой дух обороняющимся. Важным фактором является погода: дождь или туман снижает полезность стрелковых юнитов или ухудшает поджог зданий.
Победив в осаде города, мы можем захватить или разграбить, разрушив здания и забрав львиную долю их стоимости. После захвата не стоит выводить войска, пока народ не перестанет бунтовать, - лучше всего быстро перестроить город под свою религию и построить здания, улучшающие порядок в городе. Если общественный порядок упадёт до -100, то вас ждёт бунт - появление мятежной армии, чаще всего с неплохими войсками у стен города, которые сразу же атакуют и отобьют захваченный город (ну или подождут пару ходов и наберут ещё больше отрядов, и тогда будет ещё сложнее).
Дипломатия в игре не отошла от канонов. Мы всё так же можем заключать торговые соглашения, договоры о ненападении, межфракционные браки, устраивать оборонительные и военные союзы, просить право прохода, брать дань, освобождать народы. Многим из этого стоит пользоваться, ИИ особенно любит торговать и союзы (если вы не римляне конечно, никто не любит римлян). Также у нас есть агенты - соглядатая, воитель, жрец - особые юниты на глобальной карте, умеющие убивать вражеских лидеров, продвигать вашу веру, находясь в армии повышать опыт отрядов. Рекомендую их использовать, хоть по началу это довольно дорого.
Помню, в своё время у игры были проблемы с производительностью при битвах больше 5-6 тысяч юнитов, но в 2019 фпс проседает на более-менее железе при битвах 8-9 тысяч. Эх! хочется порой и в 20 тысяч бой устроить((
К игре вышло огромное количество дополнений, добавляющих фракции (например, язычников славян), но самые крупные это "Последний римлянин" и "Эпоха Карла Великого". В "Последний римлянин" мы в лице Велисария римского полководца пытаемся отбить Италию из рук варваров. Правила меняются, и теперь уже римляне в виде орды-поселения пытаются отомстить. Тут уже происходят сюжетные события и ивенты. На выбор 5 фракций, и, что делать с разорённым Римом, выбор у вас.
А в "Эпоха Карла Великого" нам предоставляется возможность участвовать в событиях раннего Средневековья. У нас 8 фракций, размеры мира немножко сжаты и слишком мало юнитов. Но для опробовать стоит.
Об этой игре, как и о всей серии, можно писать бесконечно, вспоминая те прорывы флангов кавалерией из леса, атаку слонов( Оооо да, это вызывает безумно приятные чувства), множество осад. Это одна из тех игр, в которые можно играть бесконечно - сесть играть утром и через сутки посмотреть на время и понять, что ты проиграл целый день, пытаясь захватить ещё одну провинцию своими легионами. Не забывайте ставить высокую сложность и... наслаждаться сложными ситуациями)