"Тема" - 1979 год, режиссер Глеб Панфилов. В ролях: Михаил Ульянов, Инна Чурикова, Евгений Весник, Наталья Селезнева, Сергей Никоненко, Станислав Любшин...
Как оказалось, у этого фильма очень интересная предыстория, которой мы в то время не знали и сильно удивлялись, что в советском кино вообще можно хоть как-то развивать тему диссидентства и отъезда за рубеж, поэтому считали Глеба Панфилова чуть ли не героем. Честно говоря, не припомню больше ни одного фильма с подобной тематикой. А на самом деле, как теперь выясняется, это был заказ, и Госкино искало режиссера, который бы мог снять фильм, разоблачающий диссидентов и эмигрантов. Никита Михалков и Николай Губенко отказались. А Глеб Панфилов согласился, но при этом снял несколько не то, что ему заказывали. Вернее, совсем не то, из-за чего фильм тут же положили на полку, где он благополучно и пролежал до 1986 года.
Кстати говоря, Панфилов хотел снимать в главной роли Иннокентия Смоктуновского или Алексея Баталова, но в результате снялся Михаил Ульянов. Представляю себе этот фильм со Смоктуновским! Совсем другое кино бы вышло, гораздо более трагическое. А Ульянов привнес в сюжет изрядную долю театрального гротеска, отчего вышла все-таки трагикомедия, а не драма.
Я почитала отзывы некоторых современных зрителей и повздыхала: да, все уже в прошлом и молодому поколению очень трудно представить, что все это и есть суровая (хотя порой и смешная!) правда жизни.
Я поверила главным героям сразу: и таких персонажей, как Ким Есенин (один его писательский псевдоним чего стоит - и сразу очень многое говорит о нем, как о человеке), и таких интеллигенток, как Саша в исполнении Инны Чуриковой, я навидалась. Особенно Саша как родная - таких девушек среди музейщиц тогда было навалом. Писателей я, правда, и не знала, но зато художники были всегда под рукой.
Один из зрителей наивно удивлялся, что герой поехал в глушь заниматься творчеством, а сам потащил с собой девицу и приятеля - не верю, мол. Да ладно, так они и занимались "творчеством" - не люди, что ли! Водочка, задушевные разговоры, влюбленная поклонница, внезапная "любов" к прекрасной, а главное, в упор его не видящей провинциалке, которую страшно хочется поразить в самое сердце, - вот это все и называется "заниматься творчеством". А на самом деле это попытки хоть как-то избыть ту душевную муку, которая и возникла от неспособности действительно заняться творчеством и написать хоть что-нибудь путное.
Чурикова прекрасна в роли Саши. Такое точное попадание в образ! Уже через пару секунд ты перестаешь видеть изъяны ее внешности и веришь в ее красоту. Чурикова это играет, а ты веришь.
Веришь и тому, как она себя ведет с любимым человеком, собирающимся уехать навсегда. Все равно, что умереть. Так это тогда и выглядело.
А то, что она не может уехать с ним, тоже очень понятно. Я сама примерно такие же чувства в то время испытывала: никогда не верила в совковую пропаганду, смотрела на все трезвым взглядом, но уехать бы не смогла ни за что. Да у меня и возможности не было. Хотя... Может, и была. Зато уехал мой коллега - женившись на американке. И помню свои чувства: не осуждение, но тяжкое недоумение - как так-то? Зачем? Почему? Так что и тут в фильме чистая правда.
Еще не могу не сказать о Наталье Селезневой!
Она, конечно, сильно испортила себе актерскую судьбу участием в "Кабачке 13 стульев", да еще и "Операция Ы" способствовала упрочению ее имиджа как комедийной актрисы. А она актриса неплохая, и тут очень на месте: такое восторженное нелепое существо, готовое за своего писателя в огонь и в воду.
Сергей Никоненко забавный, Евгений Весник - еще пуще.
Все вместе они играют свиту короля, а Михаил Ульянов с чувством играет в великого, но по большому счету никакого, писателя. Замечательная придумка с его закадровым монологом, который добавляет фильму иронии.
Финал фильма многократно переделывался: изначально Ким Есенин должен был погибнуть в аварии.
...
Два фильма с Михаилом Ульяновым: Частная жизнь
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!