Найти тему
Валентин Правдолюб

В каких богов верил Петр I ?

Здравствуйте, уважаемые любители альтернативной истории! И сегодня мы с Вами поговорим о том, какого же вероисповедания был Государь, Царь и Великий Князь всея Руси, а позднее Император и Самодержец Всероссийский Петр I. «Ну, что за вопрос?»- возразят мне приверженцы официальной версии истории. Ведь всем хорошо известно, что Петр Великий был православным христианином. Вот и Википедия нам говорит о том же.

Но как говорится в Евангелие от Матфея глава 7 стих 20: «По плодам их узнаете их». Что толкуется, как «по делам их узнаете их». Но что же сделал Петр I для Русской Православной Церкви? А деяния его выразились в проведении т.н. церковной реформы Петра I, которая кардинально изменила управление Русской Православной Церковью. Основными целями и задачами при проведении церковной реформы Петра I стали:

1. Ликвидация экономической и административной автономии, заключавшаяся в подробной ревизии имущества, с последующим изъятием церковной собственности и передача ее светскому, гражданскому ведению, внедрении должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четком регламентировании финансовых потоков и обязанностей, возлагаемых на церковь.

2. Снижение численности духовенства, заключавшееся в определении необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, в ограничении «странствующих» священников и запрете на строительство монастырей.

3. Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Началась церковная реформа с того, что после смерти в октябре 1700 года Патриарха Адриана выборы нового Патриарха не были назначены, а вместо этого был назначен Блюстителем и управителем Патриаршего Престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведование только дела веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был уничтожен. Блюститель Патриаршего Престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. Во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний местоблюститель должен был представлять на утверждение государя.

Затем 24 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, да при нём дьяк Ефим Зотов. Целью этого действия была ликвидация финансовой автономии церкви, а так же увеличение эффективности использования земель и увеличение налоговых поступлений. После этого последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом. Из монастырей выселили всех не подстриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. В богадельнях было приказано оставить только действительно больных и немощных. Наконец, указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть. В дальнейшем, созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела — назначение архиереев, строительство церквей, определение штата приходов и разрешения инвалидам селиться в монастырях. Что повлекло за собой дальнейшее ограничение административной свободы церкви. И, наконец, 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод. Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I. Создание Святейшего Синода привело к полному подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность. Произошло фактическое упразднение патриаршества. Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами. Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора. Просуществовал Святейший Правительствующий Синод до 1917 года.

Схема управления Русской Православной Церковью в Российской империи.
Схема управления Русской Православной Церковью в Российской империи.

Таким образом, проведение церковной реформы Петра I лишило Русскую Православную церковь финансовой, экономической и административной самостоятельности, превратив ее, по сути, в еще один орган управления гражданами полностью подчиненный государству.

Да-а, хорош был православный христианин Петр Алексеевич Романов (известный так же, как Петр I) взял и Патриарха отменил. И у церкви все привилегии отобрал. Ну, так, и это еще не все.

А чего стоит Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор — одна из затей, учрежденных царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ и так далее; своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников. Главной чертой «Собора», что явствует из названия, является отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей. По мнению некоторых исследователей, он даже был создан с главной целью — дискредитации церкви, и наряду с бритьём бород входит в общий ряд разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни. Обряды «Собора» содержали большое количество ненормативной лексики и водочных возлияний. «Собор» просуществовал около 30 лет — с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внося свою лепту в восприятие царя слоями общества как Антихриста. Устройство собора копировало всю церковную иерархию. У Собора был постоянный глава, который носил следующие титулы: «князь-папа», «всешутейший и всепьянейший князь-папа», «святейший князь-папа и патриарх» и даже «великий господин святейший кир Ианикита, архиепускуп Прешпурский и всея Яузы и всего Кокуя патриарх». Он избирался посредством сложной процедуры, следом проходил торжественный обряд посвящения и занимал свою должность пожизненно. В составе собора были «дьяконы», «архидиаконы», «попы», «ризничий», », в том числе "архиереи", «митрополиты», а также «диаконисы», «архи-игуменья» и «княжна-игуменья» и т. д. Все лица «собора» носили с подачи Петра І прозвища, которые, по словам российского историка Василия Ключевского, «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати». Прозвища эти были основаны почти всегда на матерной лексике или не на слишком пристойных ассоциациях.

Резиденция собора находилась в Пресбурге, расположенном на острове посреди реки Яузы, возле села Преображенское. Поэтому патриарх Собора получил титул «Патриарха Пресбургского, Яузского и всего Кокуя». Пресбург — «потешная фортеция» — представлял собой земляное укрепление, возведённое Петром для воинских игр в 1686 году.

Резиденция Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего  собора  в Пресбурге.
Резиденция Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора в Пресбурге.

Большинство «заседаний» собора представляли собой пародии на христианские праздники. Как, например:

1. Славление: на святки ежегодно устраивалось «славление»: члены Собора ездили по городу, приезжали в богатые дома, там пели и требовали себе угощения. Эта церемония являлась пародией на допетровский обряд святочного славления, во время которого на самом деле распевались духовные стихи и т. п.

2. Святочные забавы: «во время этих „забав“ знатных людей оскорбляли и даже пытали.

3. Покаянная процессия: на первой, строгой, неделе Великого поста «всепьянейший собор» Петра устраивал «покаянную» процессию. «Его всешутейшество» выезжал, окружённый своими сподручниками в вывороченных полушубках, на ослах, волах или в санях, запряжённых свиньями, козлами и медведями.

4. Шествие на осляти: в Вербное воскресенье пародировалась традиция шествия на осляти. Эта пародия известна по двум различным описаниям: князь Борис Иванович Куракин рассказывает, что «на потешном дворе» после обеда «отправлялась» процессия: «патриарха шуточного», «князя-папу», везли на верблюде «в сад набережный к погребу фряжскому», где бесконечно пьянствовали. А согласно более позднему рассказу генерала Вильгельма Берхгольца в Вербное воскресенье «князь-папа» и члены «всешутейшего собора» ездили по городу на ослах, волах, в санях, запряжённых свиньями, медведями или козлами.

Как пишет русский историк Евге́ний Фра́нцевич Шмурло, выборы нового патриарха всешутейшего собора в 1718 году были кощунственной пародией на церковный чин избрания патриарха всея Руси: «Бахус, бог виноделия, несомый монахами, напоминал образ, предшествующий патриарху на выходе; речь князя-кесаря напоминала речь, которую Московские цари обыкновенно произносили при избрании Патриархов».

Выборы происходили при закрытых дверях, аналогично папскому конклаву (т.е. собранию кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы), избранного главу собора сажали на прорезанное кресло для отхожего места и ощупыванием органов проверяли его пол, затем по-латыни провозглашая: «Священническое достоинство имеет». Выбранного «князя-папу» сажали в ковш и несли «понтифика» в сопровождении всего «собора» в дом, где, его раздевали, и опускали голым в гигантский чан, полный пива и вина. «Князь-папа» плавал в ковше. Гости, мужчины и женщины, принадлежавшие к высшим боярским фамилиям, в обнажённом виде, пили вино из этого чана и распевали непристойные песни на церковные мотивы.

Возникает вопрос – «Как мог православный христианин Петр Алексеевич творить такие безобразия?» Причем, на протяжении около 30 лет? Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор просуществовал практически до самой смерти Петра I. Откуда такая неприязнь к церковным обычаям? А что думаете вы, мои уважаемые читатели? Пишите комментарии.

И здесь нам стоит обратиться к еще одному моменту российской истории – зарождению флота российского. А флот российский начинался, как известно, с постройки потешной флотилии Петром I на Плещеевом озере в мае 1692г. Так, 1 мая 1692г был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией. Залпы корабельных пушек и звон колоколов храмов города Переславль – Залесского возвестили о рождении Российского военного флота. Вскоре были спущены на воду и другие корабли флотилии, один из которых был назван – «Фортуна». И этот ботик «Фортуна» - единственный дошедший до наших дней, хранится сейчас в музеи в селе Веськово, на горе Гремяч близ Переславля-Залесского. И у меня опять возникает вопрос – «Как мог православный христианин Петр Алексеевич называть первые корабли российского флота именами римских богов?» Марс – римский бог войны, а Фортуна - римская богиня удачи. В 1692 г. еще был жив Патриарх Адриан (скончавшийся в 1700г). Он-то куда смотрел? Почему не протестовал? Почему не предал Петра анафеме? Не отлучил от церкви? Почему было не назвать первый фрегат – «Апостол Павел», например? Или «Апостол Петр»? Или еще как-нибудь по-христиански?

И еще один вопрос – а откуда Петр I мог проникнуться любовью к римским богам? По официальной версии истории сам он родом из семьи православных христиан, в молодые годы много времени проводил в Немецкой слободе, где попал под влияние иностранцев (преимущественно немцев), но немцы в тот период уже давно (с V века н.э.) были католиками, т.е. теми же христианами, только католического толка. Но тогда откуда поклонение римским богам? Римская вера по официальной истории на тот момент уже была забыта примерно 1200 лет назад. И называть первые корабли российского флота только из любви к древней истории? Это выглядит чересчур странно. Или римская вера в тот период вовсе не была забыта, а являлась основной религией мощного и передового государства (или союза государств)? Такого как, например, Священная Римская Империя? А эти иностранцы, под влияние которых попал молодой Петр I, являлись представителями этого государства на Руси? Может, так было дело?

Пишите, что думаете по этому поводу в комментариях. Готов воспринять конструктивную критику.

На этом, пожалуй, закончу эту статью. Благодарю за внимание. Всего доброго! Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Подписывайтесь, если хотите, на канал!

Смотрите также мой одноименный канал на Ютубе!