Как это часто бывает, истоки больших денег и славных фамилий лежат в грязи. Ну, может быть не совсем в грязи, но высоким происхождением там не обычно не пахнет. Сплошь и рядом, и не только у нас, а везде по всему миру, знаменитые в дальнейшем фамилии начинались с кого? С бандитов с большой дороги, с ловких продавцов пирогов с заячьей требухой, с бандюганов-викингов.
Мой сегодняшний герой не был совсем уж бандитом, хотя воровать и обманывать при случае не стеснялся совершенно. Но начал подниматься он за счет своих умелых рук и деловой хватки. Потому что Никита Демидович Антуфьев, оставшийся в русской истории как Никита Демидов, начинал с того, что был кузнецом.
Никто теперь уже не расскажет о том, откуда он взялся. Также как, например, о Меншикове про его происхождение есть совершенно разные версии. По одной Никита Демидов был беглым крестьянином, сумевшим зацепиться в тульской оружейной слободе. По другой – еще его отец занялся кузнечным делом и перебрался в Тулу, а Никита Демидович уже продолжал отцовское дело. Как это часто бывает, не суть важно. Вышел из грязи. Но сколько всего сделал.
Важно, что к моменту встречи с Петром I он занимался торговлей железом и уже владел железоделательным заводом. И таких русских промышленников на тот момент почти не было. Либо иностранцы, либо кто-то из правящей верхушки.
По одной из версий, он впечатлил Петра тем, что стал единственным из тульских оружейников, взявшихся за царский заказ сделать 300 ружей с западного образца. В результате получил заказ на поставку ружей для армии. И делал их дешевле заграничных, но при этом аналогичного качества.
Результатом стали отмежеванные в пользу Демидова земли под Тулой и участок для добычи угля. Плюс разрешение покупать крепостных. Но это стало главным. В 1702 году Демидову передали созданные при Алексее Михайловиче Верхотурские заводы на Урале. Провел Петр I, так сказать, приватизацию госсобственности. Или, если угодно, поставил над заводами эффективного менеджера. На самом деле эффективного. Такого, который про дело государево не забудет. И свой карман не обидит. Он и не забыл. Ни про то, ни про другое.
На Урале Демидов построит еще несколько заводов. Будет постоянно грызться с местными воеводами, которые несмотря на прямые приказы Петра помогать Демидову, в основном пытались набить за его счет свой карман (сколько лет с тех пор прошло, а ведь ничегоне поменялось).
Впрочем, Никита Демидович, конечно, не был ангелом. Ангелы в ту пору близ царя не выживали. Не до них было. Берг-коллегия не разрешала Демидову переманивать мастеров с казенных заводов, он не обращал на это внимания. Забирал себе шведских пленных, если те понимали в железном деле, укрывал беглых, что вообще было запрещено. Но рабочие то были нужны, а где их брать. Поэтому в этом он царя, конечно, обманывал. Но и результат давал.
Василий Татищев писал про него:
«Демидов, у которого нет и четвертой части приписных крестьян против казенных заводов, несмотря на то, отпускает железа вдвое более против казенных заводов»
Кстати, Татищев, когда его назначили руководить казенными заводами на Урале, хорошо взялся за дело и собирался также организовать их передачу в частные руки. Это могло повлиять на фактическую монополию Демидова, сложившуюся к тому моменту. И тогда он оклеветал Татищева перед Петром.
Впрочем, следователи попались толковые, поэтому дело закончилось тем, что во всем разобрались правильно, после чего на Демидова наложили огромный штраф, а на Урале появились и другие промышленники.
Но свою империю и знаменитую фамилию он создал. А его сыновья продолжили дело. С одной стороны строили новые заводы, с другой выжимали все соки из рабочих. Зато прославились как меценаты. Сложные люди, непростые и неоднозначные. Как и все знаменитые фамилии.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Кроме того, можно подписать на мой канал в Telegram, группу в ВК, Instagram и Facebook. Там есть дополнительные материалы. Заходите!