В 2012 году, когда YouTube открыл партнёрскую программу в России. К тому моменту видеохостингу было 7 лет и он был у нас известен. Однако воспринимался как сайт с кошечками и разносортным контентом, снятым на телефон. Почти никто не понимал, что такое YouTube-каналы.
Кто-то полагает, что быть первопроходцем это преимущество. Пожалуй, в плане опыта и первой аудитории это так, но не в плане денег. Раз на платформе не существовало контента, то откуда было взяться рекламодателям?
Эти проблемы решает партнерская программа. В 2012-м у нее было две задачи:
- обучить первую волну криэйтеров,
- привлечь на платформу первых рекламодателей
Моя команда и я на тот момент снимали контент уже более года. Первые шаги давались тяжело, в день прибавлялось всего по 5 подписчиков, люди не понимали что такое каналы. Всего в момент подключения к партнёрке у нас было 2000 подписчиков.
Однако мы как то умудрялись делать 600 000 просмотров за месяц и в первый же месяц монетизация составила без малого USD 200.
Таким образом, в марте 2012 года цена за 1000 просмотров составила USD 0,33. Требовалось время, чтобы менеджерам YouTube завести на платформу рекламодателей.
Уже через полгода, благодаря ежемесячным семинарам наши просмотры выросли более чем в 3 раза с 600 тысяч до 2 млн за месяц. Также, за полгода почти в 3 раза, выросла цена за 1000 просмотров, с 33 до 95 центов.
Но это в 2012-м году. За последние 7 лет интерес к YouTube со стороны создателей контента возрос по экспоненте. К примеру, в 2014-м в России от силы набиралось 30 каналов с миллионной аудиторией. Сейчас же в русский топ-250 по подписчикам входят каналы с аудиторией не меньше 2 млн подписчиков.
Возросшее количество партнерского контента говорит об усилении конкуренции за рекламодателя. И если бы не росло в ответ количество рекламодателей, то реклама стоила бы все дешевле.
Однако по данным агентства АКАР на формат видео-рекламы в интернете было потрачено 5,5 млрд рублей за первое полугодие 2019 года. И эта цифра выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом в 2018-м.
Чтобы выяснить, как рост рекламного бюджета отражается на доходе с партнерской программы, я проанализировал статистику двух спортивных YouTube-каналов.
Разный контент по-разному стоит
У меня есть редкая возможность проследить за ценой в партнерской программе YouTube за 7 лет, а также сопоставить ее с разным типом контента.
Рекламный рынок сезонный. Традиционно на нем два оживления, которые начинаются с приходом весны и осени:
- весеннее оживление рынка рекламы привязывают к дню святого Валентина 14 февраля,
- осеннее оживление - конец отпусков и начало учебного года 1 сентября.
Я измерил доходы от рекламы канала по фитнесу на пике осеннего сезона за 5 лет, с 2012 по 2015 годы и сравнил с нынешним 2019-м. Полистайте галерею скриншотов, чтобы посмотреть графики за эти годы.
Итак, если по началу цена за тысячу просмотров на канале скакала, то за последние 5 лет - она составила по каналу FitStars (ex YougiftedRussia) 55 центов за 1000 просмотров.
Но мы знаем, что рекламодатель может выбрать те каналы, на которых он хочет размещать свои рекламные преролы. А это значит, что доход от партнерской программы не может быть одинаковым на каналах с разным контентом.
Я проанализировал ещё один спортивный канал, который продюсировал - Simple Run. Оказалось, что несмотря на спортивную направленность обоих, цена Google-рекламы расходится более чем вдвое!
Различия между каналами два:
- один из них развлекательный, а другой обучающий
- развлекательный посвящен силовым видам спорта, обучающий - бегу
Цена на беговом канале Simple Run за 1000 просмотров равна USD 1,15. В то время как на канале FitStars она USD 0,54. Это при том, что вовлеченность (смотрите время просмотра), хоть незначительно, но больше на развлекательном канале FitStars.
Вывод
Надо сказать, что доходы от партнерской программы - не единственный источник доходов для блогера. Есть потенциально более существенные источники: рекламные интеграции, мерчендайз и собственные продукты. Поэтому общий доход блогера зависит скорее от его предпринимательских качеств, чем от творческих способностей.
Однако доходы по партнерской программе распределяются независимо от предпринимательских качеств блогера. Это дает нам возможность понять, что происходит на рынке рекламы в целом.
Во-первых, рост количества контента сопровождается интересом рекламодателей к платформе YouTube, о чем говорит неменяющаяся ставка за 1000 просмотров в течение 5 лет.
Во-вторых, выбирая какой контент делать стоит задуматься: делать ли более веселый развлекательный, но более дешёвый контент или более серьезный и дорогой, но возможно менее популярный.
Лично мне нравится делать обучающий контент, при этом я совсем не готов отказывать себе в широком охвате аудитории.
В следующей статье я расскажу какой контент я делаю и как пытаюсь брать пример с Перельмана.
Искренне ваш,
Борис Мирочник