Сегодня поговорим с вами о стиле арт-деко. Нет, я конечно же не буду вдаваться далеко в историю, затрону лишь одно из направлений Stimline Moderne. Кстати это понятие пришло к нам из аэродинамики(если перевести в лоб, то это обтекание, огибание поверхности) и хоть и развивалось параллельно, все же стояло особняком от ар-деко. Самыми ярки представителями стиля можно назвать автомобиль Chrysler Airflow и мотоцикл Henderson KJ Steamliner. Вот о последнем я вам сегодня и расскажу. Хотя к оригинальной версии серийной двухколесной машины герой моего повествования отношения почти не имеет.
Поэтому мы с вами отправимся в 1908 год в США и понаблюдаем за неким Рэем Кортни который в возрасте 13 лет впервые в жизни купил себе мотоцикл. Буквально перед тем как отправиться на Первую мировую войну, это было уже в 1916, Кортни обзавелся настоящим сокровищем, это был Excelsior V-twin с тремя скоростями. В то время компания Excelsior вышла на третье место в Штатах и считалась производителем довольно продвинутой техники. Ее владелец Игнац Швин не только сделал первый мотоцикл в мире который мог разогнаться до 160 километров в час, но и приобрел фирму конкурента Henderson. Об этом я рассказывал совсем недавно. Так вот наш молодой герой Кортни решил стать художником, нет он не мечтал о лаврах дизайнера, ему доставляло удовольствие работать с металлом. Причем ему это удавалось очень и очень неплохо. Сначала он работал Central Manufacturing, что в штате Индиана, там делали крылья и панели кузова для таких машин как Duesenberg. Потом он перебрался в Мичиган и его взяли на работу в Oldsmobile. Где уже поднаторевший в работе с металлом Рэй вносит свой, причем значительный вклад, в разработку модели F 33.
Он хоть и работал с машинами все же настоящей его страстью оставался мотоцикл. И старая любовь не ржавеет. В 30-м он покупает серийную модель Henderson KJ Steamliner. Замечу, что с прототипом созданным в последствии этот аппарат кроме названия ничего не имел.
Так вот Рэй ездил на нем и ездил. Пока однажды не увидел рекламу модели Chrysler Airflow. Он был настолько поражен совершенством аэродинамических форм кузова, что задумал воплотить подобное в металле, но уже для своего мотоцикла.
Загнав в гараж своего двухколесного коня, он принялся колдовать не только над обтекателями, но и его начинкой. Для начала он укоротил переднюю вилку, и дополнил ее деталями подвески от Oldsmobile. Во-вторых, он немного повысил производительность мотора, и заменил тормоза. Его Steamliner стал тяжелее и оставить его было не просто. Доработал он и заднюю подвеску.
Но самое важное он установил на модель авиационные колеса меньшего чем у донора размера. Именно благодаря толстым и широким шинам удалось улучшить плавность хода и посадить мотоцикл ниже. Что несомненно повлияло на управляемость и аэродинамику. Но самое важное, что закрыл раму, мотор и колеса полностью обтекаемыми панелями. Получилась такая уменьшенная копия Airflow. Само совершенство.
Рэй Кортни собрал все чертежи и запатентовал свою разработку. Правда о серии говорить не пришлось. Этот уникальный представитель направления в дизайне и искусстве Henderson KJ Steamliner навсегда остался в единственном экземпляре. А жаль, интересная получилась модель. Причем не смотря на то, что стиль канул в небытие, этот мотоцикл по прежнему смотрится современно и необычно.