В настоящее время на федеральном уровне ведется разработка документа, который станет дорожной картой развития жилищно-коммунального хозяйства страны в перспективе до 2035 года. Своим видением эффективной работы ЖКХ поделились специалисты отрасли на стратегической сессии на тему «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства РФ». Мероприятие прошло в рамках ежегодного Всероссийского съезда региональных операторов капремонта МКД в городе Уфе при участии представителей федерального Минстроя, региональных отраслевых министерств, почти всех регоператоров страны и руководителей госжилинспекций. Традиционно информационным партнером мероприятия выступил Отраслевой журнал «Вестник».
Стоит отметить, что формат VI Всероссийского съезда региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов значительно отличался от предыдущих подобных мероприятий — широким спектром поднятых на стратегических сессиях вопросов и обилием необычных форматов мероприятий. Пожалуй, самым запоминающимся и нестандартным стало внедрение формата бизнес-игры, на которой регоператоры делились своим видением системы капремонта в 2035 году. Также были проведены совещание руководителей органов государственного жилищного надзора субъектов РФ, совещание субъектов Приволжского федерального округа по вопросам реализации федеральных проектов по формированию комфортной городской среды, бизнес-ужин, посвященный инновациям в системе капитального ремонта.
Ключевой темой VI съезда стала Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года, организованная Минстроем России, Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) и Правительством Республики Башкортостан.
Внимание — комплексному подходу
Открывая стратегическую сессию, глава Минстроя Владимир Якушев отметил: «Цели для нашей страны на ближайшие пять лет определены. Для реализации очень амбициозных и сложных задач времени остается все меньше. А задачи не упрощаются. Если не сказать, что усложняются. Проект «Жилье и городская среда» — это основное направление, которым занимается министерство. Мы понимаем, что этот комплексный проект охватывает все этапы жизненного цикла дома и прилегающего пространства». В числе приоритетных мероприятий нацпроекта министр назвал создание качественного жилья, комфортной городской среды, реализацию программы по сносу аварийного жилья.
«Обеспечение граждан качественным жильем — важная задача. Но не менее серьезное внимание должно уделяться эксплуатации домов. Жизнь дома — процесс длительный. И огромную роль здесь играет своевременное проведение текущего и капитального ремонта. Это служит залогом продолжительной и эффективной жизни домов», — отметил министр.
Действительно, программа капремонта, запущенная в 2014 году, стала неотъемлемым элементом повышения комфортности проживания в многоквартирных домах. Одна из задач нацпроекта — улучшение жилищных условий граждан (не менее 5 млн семей ежегодно) к 2024 году — может быть решена только при условии проведения качественных капремонтов. «Программа шла непросто, и само решение принималось непросто. И граждане восприняли ее неоднозначно. Сейчас это все уже позади. Все поняли, что программа нужна. Об эффективности программы и о доверии жителей к ней говорит уровень собираемости взносов граждан — порядка 95 %. Очень важно этими деньгами правильно распорядиться», — подчеркнул Владимир Якушев. При этом он напомнил о необходимости синхронизации графиков работ по капремонту с графиками мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду и работами по благоустройству. В качестве примера комплексного подхода была приведена Республика Башкортостан, где параллельно ведется капитальный ремонт, благоустройство дворов и программа ремонта подъездов. «Такой комплексный ремонт — это совершенно иной подход к изменению среды, в которой сегодня живут наши граждане. Не очень дорогая история. Но при таком подходе совершенно меняется и подъезд, и двор. При комплексном подходе мы получаем очень мощный синергетический эффект», — сказал министр.
Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров заметил, что в Башкирии в развитии ЖКХ руководствуются принципами комплексного характера. При этом реализуются не только федеральные программы, но и собственные, такие как программа ремонта подъездов, пример которой был взят с Московской области. Кроме того, принята локальная программа по освещению всех населенных пунктов РБ. Только в этом году на данные цели выделено 630 млн рублей. В результате проведенной работы, помимо улучшения эстетической составляющей районов, снизился процент преступности, что, безусловно, повышает безопасность и комфорт жителей. Кроме того, реализуется проект «Башкирский дворик» по формированию комфортной среды.
«Если говорить о нашей работе и работе Минстроя, стоит отметить, что мы несем цивилизационную миссию, мы преображаем мир вокруг нас. В рамках нацпроекта сегодня происходит переформатирование наших городов и сел. У нас есть шанс сделать наши населенные пункты удобными, красивыми и комфортными. И жители нам за это очень признательны», — заметил Радий Хабиров.
Новации в системе капремонта
В системе капремонта МКД также наблюдается тенденция перехода к комплексности. Исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова заметила, что если на старте программы проводилось 1–2 вида работ, то сейчас на одном МКД в среднем достигается цифра в 2,8 вида работ. Кроме того, многие территории объединяют виды работ и проводят их одновременно, например по инженерным коммуникациям, крышам и фасадам. Наиболее популярными видами работ по-прежнему остаются инженерные внутридомовые системы — на них тратится 30 % денежных средств, 25 % идет на крыши, 19 % — на фасады, 20 % — на замену лифтового оборудования.
Говоря об основных направлениях стратегии, Анна Ивановна обратила внимание на необходимость усовершенствования модели финансирования региональных программ капремонта. «Мы анализировали положительные практики, собранные в субъектах, и пришли к выводу, что необходимо перейти к системе, в которой люди, получающие более качественный, комплексный капремонт, должны платить дополнительный взнос. Здесь мы не ведем речь о тотальном повышении минимального взноса. Мы считаем, что капремонт будет некий базовый за минимальный взнос и улучшенный с учетом дополнительного взноса», — отметила Анна Мамонова.
Кроме того, предложено отменить ограничение программы капремонта при формировании региональных программ 30-летним сроком. Уже очевидно, что долгосрочное планирование на 30-летнюю перспективу оказалось условным, в первую очередь из-за того, что техническое состояние домов на момент формирования регпрограмм было сформировано по формальному признаку. Данная программа, по мнению АРОКР, должна носить бессрочный характер: в ней будут ориентировочные сроки ремонта домов, а утверждение непосредственно плана реализации работ должно производиться в краткосрочной перспективе.
«Самой главной идеологией стратегии мы видим постепенный переход к капитальному ремонту территорий. Сейчас практика отдельных субъектов уже серьезно нацелена на эту задачу. Но чтобы осуществить комплексный подход на всей территории РФ, понадобится достаточное количество мер и длительный промежуток времени. Мы считаем, что капремонт отдельного конструктива здания — это хорошо, целиком МКД еще лучше, но мы должны обязательно смотреть на городское пространство, на то, хотят ли люди жить в этом микрорайоне. И чтобы они хотели там жить, должна быть обеспечена соответствующая инфраструктура», — подчеркнула Анна Мамонова.
Когда остатки не сладки
Хватает в системе капитального ремонта, как и в целом в системе ЖКХ, и проблем. По мнению генерального директора ГК — Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, одним из сложных вопросов является утверждение минимальных взносов на капремонт без учета методических рекомендаций и без учета общей потребности в средствах всех домов.
Кроме того, несмотря на высокую собираемость взносов (за 8 месяцев 2019 года собрано 128,5 млрд рублей), в некоторых регионах сохраняется тенденция роста накопленной задолженности. Совокупная накопленная задолженность по регионам сегодня подходит уже к 100 млрд рублей. А исковые заявления поданы всего на 10 % от этой суммы.
Еще одной проблемой является большой объем остатков денежных средств на счетах регоператоров. Так, на 1 июня совокупный остаток неиспользованных средств составил более 250 млрд рублей (рост по сравнению с началом года — на 16 %). «Граждане платят, а деньги лежат на счетах. Откуда такие остатки? Мы видим, что плохо планируются и организовываются мероприятия по капремонту. Проведение работ почти в 13 тыс. домов перенесено на 2019 год с предыдущих лет. Такие хвосты за некоторыми регионами тянутся с 2015 года», — подчеркнул Константин Цицин.
О проблемах в работе ЖКХ рассказал также заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. Самой главной проблемой, на его взгляд, является отсутствие системы технического учета жилищного фонда России — 2 года этот проект находится на рассмотрении в Госдуме, но пока так и не принят. Не менее важно ввести определение дома как объекта недвижимости. «Как только у нас появится дом как объект недвижимости, мы сможем понять процент износа, сколько нужно заплатить средств, если этот дом перешел в разряд аварийного. И тогда появится целевой показатель, к чему мы должны стремиться, — допустим, понижение износа многоквартирного фонда по стране на 5 %», — сказал Павел Качкаев.
Кроме того, учитывая, что в большинстве регионов страны 200 дней длится зима, и те ресурсы, которые уходят на отопление, — примерно 50 % от всех затрат на коммунальные услуги, целесообразно более высокими темпами проводить энергоэффективный ремонт. «У нас создана система господдержки энергоэффективного капитального ремонта. Срок окупаемости такого ремонта — порядка 6 лет. Это шикарный проект. Но таких домов с господдержкой мы сделали всего 129 штук. Еще 32 на выходе в декабре этого года. Это капля в море», — заметил Павел Качкаев.
По мнению директора одного из самых успешных регоператоров страны — НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» Владислава Крюкова, самая главная проблема на сегодняшний день заключается в дисбалансе региональных программ капремонта, несоответствие объемов финансирования и обязательств. «Мы понимаем, что когда устанавливался размер взноса, он был в первую очередь социально ориентирован. И всегда чувствовали, что размер взноса должен повышаться хотя бы на уровень инфляции. Однако во многих регионах размер взноса остается практически на том же уровне», — заметил Владислав Крюков. Эта проблема решается чаще всего с помощью финансирования из региональных и муниципальных бюджетов. Второй вариант решения вопроса — увеличение взноса. В 2018 году в Ростовской области размер взноса был поднят с 7,17 до 9,92 рубля. При этом социального недовольства граждан не возникло. «Самое главное условие повышения взноса — доверие граждан к системе капитального ремонта. А там, где есть доверие, можно объяснить необходимость повышения взноса», — считает руководитель фонда.