Александр Малинин: «Я не пою пустых песен»
Александр Малинин разменял седьмой десяток, однако возраст не мешает ему так же, как и в молодости, зажигать на своих концертах. Он является признанным мастером исполнения романсов и народных песен, которые делает хитами, однако и эстрадные композиции есть в его репертуаре. Малинин — заслуженный и народный артист России, однако изначально ничто не предполагало музыкальной карьеры Александра.
Отец его, Николай Выгузов, был железнодорожником и имел пагубную привычку — частенько прикладывался к бутылке. Соответственно, и денег в семью почти не приносил. Мать была вынуждена в одиночку содержать двух сыновей — Сашу и его младшего брата Олега, — поэтому приходилось много трудиться. В итоге родители разошлись, отношения у Александра с отцом долгое время оставались напряжёнными, и в конечном счёте он сменил фамилию.
«От рождения я Выгузов. После развода родителей решил выступать под фамилией мамы, слегка её изменив. Мама — Малинова, а я — Малинин. Можно считать, что я стал родоначальником новой династии».
Семья жила очень бедно. По признанию певца, конфеты они с братом видели крайне редко, а вкусную еду — только по большим праздникам. Рос Александр, что называется, «трудным подростком», в школе учился посредственно. И неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы не отряд «Юный лазаревец», который организовал при ДК железнодорожников в Свердловске Н.П.Сидоров в честь земляка — космонавта В.Г.Лазарева.
Александр, к тому времени уже проявлявший интерес к музыке и освоивший игру на горне, сразу же был зачислен в отряд главным горнистом. Кроме того, он занимался вокалом, освоил валторну. Этому начинанию благоволило городское руководство, поэтому «Юный лазаревец» часто совершал гастрольные туры по всему Советскому Союзу, в том числе бывали ребята и в Москве, в Звёздном городке. В один из таких визитов Саша даже познакомился с семьёй Юрия Гагарина.
Но родители не расценивали музыкальное творчество в качестве профессии для сына, поэтому после девятого класса по их настоянию Александр поступил в железнодорожный техникум. Однако ему хватило нескольких дней, чтобы понять — эта специальность не имеет к нему никакого отношения.
Несмотря на то, что практически не владел нотной грамотностью, Александр всё же решил попробовать себя в музыке — и блестяще сдал экзамены в студию эстрадного искусства при Свердловской филармонии. По её окончании Малинина распределили в Уральский народный хор, который он вскоре вынужден был покинуть — призвали в ряды Советской армии. Здесь оценили талант молодого артиста и отправили в военный ансамбль, где он смог ещё больше развить свои способности.
После срочной службы Александр не стал возвращаться в родной город и отправился в столицу, где прошёл через несколько ВИА, пока не задержался в группе Стаса Намина «Цветы». С нею Малинин оказался на гастролях в США. Успех сопутствовал молодым исполнителям, и в СССР артист вернулся с новыми планами. Однако их осуществление пришлось пересмотреть и отложить на некоторый срок.
Почти сразу после зарубежной поездки Малинин попал в страшную автокатастрофу. Выжил он чудом, несколько месяцев пролежал в гипсе, а потом долго восстанавливался. Но самое ужасное было в том, что он потерял голос. Этот период стал переломным и в жизни, и в творчестве артиста. Александр прошёл таинство крещения и сменил фамилию.
«Я очень долго выздоравливал и пришёл к мысли, что все испытания даются не просто так. Ходил на костылях вокруг купели, и батюшка, который увидел меня, сказал: молитесь, и по молитве будет дано… Так в 28 лет я пришёл к вере».
Поначалу Малинин стал в себе сомневаться, ему казалось, что он утратил былые навыки, появилась неуверенность. Но всё это он преодолел, и в результате усиленных занятий даже расширил свой вокальный диапазон.
Впервые Малинин громко о себе заявил на фестивале в Юрмале в 1988 году, когда пронзительно исполнил композицию «Коррида», за что ему присудили Гран-при. А уже через два года артист вышел с первой сольной программой «Бал Александра Малинина», и с тех пор такие «Балы» стали традиционными.
Репертуар певца весьма своеобразен, поэтому на телевидении его увидишь нечасто.
«Я не пою пустых песен. Мне важно, чтобы слово проникло в душу. Как исполнитель я счастлив, когда вижу, что на моих концертах у людей наворачиваются слёзы от светлых эмоций. Считаю исполнение романса высоким искусством. Этот жанр — прослойка между классикой и популярной музыкой», —
признаётся Александр Малинин.