Статья, анонсированная ранее. Расскажу, какие практические приёмы можно применить, чтобы помочь ребёнку знать таблицу умножения.
Таблицу умножения заставляют учить всех. Сейчас это даётся как задание "на лето" между первым и вторым классом. Многие родители заставляют детей учить её, как стихотворение. Это, конечно, хорошо, но бесполезно, а во многих случаях даже вредно.
Вот вы, взрослые люди, сейчас посчитайте в уме,
сколько будет 76*2.
Готов спорить, считали вы не так (пролистайте галерею вправо):
Скорее всего, просто сложили 76 с собой (то есть 2 раза), и получили 152. Или, может, сложили семьдесят пять и семьдесят пять, получили сто пятьдесят и добавили недостающие единички до 152.
Методов много, но здесь обошлось без таблицы умножения (98% случаев).
Вы понимаете, что ребёнку надо не таблицу умножения учить, а вот это всё?
Психологи в один голос утверждают, что для механического запоминания требуется в 10-50 раз больше повторений, чем для смыслового. Почему стихи учатся хорошо, теоремы у кого-то хорошо, а разрозненные наборы слов - никак? Всё дело в смысле. Если для ученика нет смысла в теореме - он её не выучит. В таблице умножения есть смысл. Надо показать его ребёнку - таблицу выучит. Какой смысл? Умножение есть многократное сложение, как было в примере выше.
Кстати, а
сколько будет 76*2?
Посчитайте в уме. Получилось? Так же, как в прошлый раз?
Практический совет №1.
Вместо зазубривания предлагайте ребёнку каждый раз вычислять результат умножения через сложение. Вплоть до такого
Важно понимать
Это требует времени, но у нас же целое лето, и по 13,5 школьных уроков на каждую тему в математике. И повторений будет меньше, чем при механическом запоминании. В 10 раз.
Перед практическим советом №2, попробуйте попрактиковаться в умножении ещё немного
сколько будет 76*2?
Удивительно, но как быстро нашёлся ответ!
Практический совет №2
Это называется кэшированием. Если операция выполняется часто, то целесообразно запомнить её результат, чтобы не проводить процедуру полностью. Но для обучения операцию надо каждый раз проводить с начала и до конца. Не позволяйте ребёнку подглядывать или пытаться угадать ответ, требуйте выполнения сложения. Мозг ленится каждый раз делать одну и ту же работу, поэтому будет сохранять результаты в кэше.
Угадывать ответ тоже не стоит позволять. И если имеет место диалог: "2*5?" - "10?", то отвечать надо не "да" или "нет", а требовать вычисления 2+2+2+2+2.
Практический совет №3
Помните, каким способом выполнили умножение 76*2? (да не надо уже считать, просто метод вспомните). Это приёмы быстрого счёта. Я встречал забавные способы запомнить таблицу умножения на 9, например, записать первую цифру (десятки) по порядку с 1 до 8, а потом вторую (единицы) - в обратном порядке с 8 до 1. Происходит этакая подмена смысла арифметического на смысл графический, хотя это одна из закономерностей позиционных систем счисления.
Но куда эффективнее пользоваться таким приёмом: 9*7=10*7-7=70-7=63. Не требует записывания (пусть и "в уме") всей таблицы.
Для применения приёмов быстрого счёта требуется помнить (держать в кэше) только некоторые реперные строчки из таблицы, такие как 7*8=56.
Разумеется, если ребёнок "долго доходит" до какого-то приёма (например, вычитания), то можно ему подсказать. Но только приём, а не всё остальное.
Заключение
Всего три простых совета, пару дней тренировок по вечерам, и ваше чадо выучит эту самую таблицу не хуже калькулятора. Будьте уверены, что действительно вызубрит он всего несколько строк из этой таблицы, такие как 7*7=49. Остальные будет получать методами быстрого счёта. Его мозг сам выработает самую эффективную стратегию. Ведь ему будет лень считать каждый раз через сложение.
PS
Кстати, многие получают 7*7=47. Знаете, откуда берётся? Из "стихов умножения":
Пять-ю-пять -
Двадцать пять,
Шесть-ю-шесть -
Тридцать шесть,
Семь-ю-семь -
Сорок <...>
Стихами лучше учить басни, а не таблицы.
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
PPS
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и я расскажу о таблице синусов и косинусов.