Найти в Дзене
Стив Май

Как знать таблицу умножения

Оглавление

Статья, анонсированная ранее. Расскажу, какие практические приёмы можно применить, чтобы помочь ребёнку знать таблицу умножения.

Таблицу умножения заставляют учить всех. Сейчас это даётся как задание "на лето" между первым и вторым классом. Многие родители заставляют детей учить её, как стихотворение. Это, конечно, хорошо, но бесполезно, а во многих случаях даже вредно.

Вот вы, взрослые люди, сейчас посчитайте в уме,

сколько будет 76*2.

Готов спорить, считали вы не так (пролистайте галерею вправо):

Скорее всего, просто сложили 76 с собой (то есть 2 раза), и получили 152. Или, может, сложили семьдесят пять и семьдесят пять, получили сто пятьдесят и добавили недостающие единички до 152.

Методов много, но здесь обошлось без таблицы умножения (98% случаев).

Вы понимаете, что ребёнку надо не таблицу умножения учить, а вот это всё?

Психологи в один голос утверждают, что для механического запоминания требуется в 10-50 раз больше повторений, чем для смыслового. Почему стихи учатся хорошо, теоремы у кого-то хорошо, а разрозненные наборы слов - никак? Всё дело в смысле. Если для ученика нет смысла в теореме - он её не выучит. В таблице умножения есть смысл. Надо показать его ребёнку - таблицу выучит. Какой смысл? Умножение есть многократное сложение, как было в примере выше.

Кстати, а

сколько будет 76*2?

Посчитайте в уме. Получилось? Так же, как в прошлый раз?

Практический совет №1.

Вместо зазубривания предлагайте ребёнку каждый раз вычислять результат умножения через сложение. Вплоть до такого

Умножение есть многократное сложение
Умножение есть многократное сложение

Важно понимать

Это требует времени, но у нас же целое лето, и по 13,5 школьных уроков на каждую тему в математике. И повторений будет меньше, чем при механическом запоминании. В 10 раз.

Перед практическим советом №2, попробуйте попрактиковаться в умножении ещё немного

сколько будет 76*2?

Удивительно, но как быстро нашёлся ответ!

Практический совет №2

Это называется кэшированием. Если операция выполняется часто, то целесообразно запомнить её результат, чтобы не проводить процедуру полностью. Но для обучения операцию надо каждый раз проводить с начала и до конца. Не позволяйте ребёнку подглядывать или пытаться угадать ответ, требуйте выполнения сложения. Мозг ленится каждый раз делать одну и ту же работу, поэтому будет сохранять результаты в кэше.

Угадывать ответ тоже не стоит позволять. И если имеет место диалог: "2*5?" - "10?", то отвечать надо не "да" или "нет", а требовать вычисления 2+2+2+2+2.

Практический совет №3

Помните, каким способом выполнили умножение 76*2? (да не надо уже считать, просто метод вспомните). Это приёмы быстрого счёта. Я встречал забавные способы запомнить таблицу умножения на 9, например, записать первую цифру (десятки) по порядку с 1 до 8, а потом вторую (единицы) - в обратном порядке с 8 до 1. Происходит этакая подмена смысла арифметического на смысл графический, хотя это одна из закономерностей позиционных систем счисления.

Метод "запоминания" таблицы умножения на 9 с помощью подмены смысла
Метод "запоминания" таблицы умножения на 9 с помощью подмены смысла

Но куда эффективнее пользоваться таким приёмом: 9*7=10*7-7=70-7=63. Не требует записывания (пусть и "в уме") всей таблицы.

Для применения приёмов быстрого счёта требуется помнить (держать в кэше) только некоторые реперные строчки из таблицы, такие как 7*8=56.

Разумеется, если ребёнок "долго доходит" до какого-то приёма (например, вычитания), то можно ему подсказать. Но только приём, а не всё остальное.

Заключение

Всего три простых совета, пару дней тренировок по вечерам, и ваше чадо выучит эту самую таблицу не хуже калькулятора. Будьте уверены, что действительно вызубрит он всего несколько строк из этой таблицы, такие как 7*7=49. Остальные будет получать методами быстрого счёта. Его мозг сам выработает самую эффективную стратегию. Ведь ему будет лень считать каждый раз через сложение.

PS

Кстати, многие получают 7*7=47. Знаете, откуда берётся? Из "стихов умножения":

Пять-ю-пять -
Двадцать пять,
Шесть-ю-шесть -
Тридцать шесть,
Семь-ю-семь -
Сорок <...>

Стихами лучше учить басни, а не таблицы.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

PPS

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и я расскажу о таблице синусов и косинусов.