Калининград как некий новый конструкт на карте России и мира формируется последние 70 лет и еще не сформировался окончательно. Здесь совершенно особая специфика решительно во всем. Она диктуется и демографической картиной этого совершенно переселенческого города, и его архитектурной мешаниной. Объективно Калининград - русский город по всем основным показателям. Но Магадан - тоже русский город. И Челябинск тоже. И давайте, расскажите мне, что они все на одно лицо)
В Калининграде интересно пересекаются русское и европейское. И речь далеко не только о культе великого местного уроженца Иммануила Канта, который выражается и в туристическом позиционировании, и в названии сети местных продуктовых магазинчиков. Вы когда-нибудь задумывались о судьбе немецких католических и протестантских кирх бывшего Кенигсберга? Каково им при новой цивилизации?
Многие кирхи все еще заброшены, многие отданы под учреждения культуры... Но вот некоторые после Перестройки перешли в ведение РПЦ. И тут начинаются чисто калининградские интересности. Встречайте - православный храм, переделанный из немецкой кирхи!
Реставрация, как видно, хорошая. Каменная кладка, свойственные неоготике детали... Хотя нет, подождите, что-то явно не так.
Евангелическая кирха Понарт появилась в одноименном районе-пригороде Кенигсберга в 1897-м году. Тогда кенигсбергский Понарт был индустриальной окраиной и пользовался не лучшей славой. В этом плане за 100 с лишним лет ничего не изменилось. Послевоенный Балтийский район, он же - Балтрайон, он же - Балтон, сохранил за собой славу непарадного пролетарского Кенгсберга-Калининграда, в меру обшарпанного и обладающего своей, особой ментальностью.
В советское время тут, как водится, побывало несколько ведомств - склад, какая-то небольшая конторка бухучета, даже спортзал. А в 1991-м, сразу же после развала СССР, храм передали только что образованной РПЦ. В 1993-м установили колокола, к 97-му закончили капитальный ремонт и установили иконостас. Тогда же храм и освятили, дав ему новую жизнь в качестве православного Храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Внутри храм смотрится вроде бы органично. Но все равно есть ощущение, что что-то не так, планировочно тут слишком много пространства, слишком много места, подсознательно ищешь границу между приделом и алтарной частью и... Не находишь.
Над входом возвышается ложа, где когда-то находился древний орган. Орган был старше храма лет эдак на 100, его еще до Гитлера перенесли сюда из местной синагоги. Куда он пропал уже в послевоенное время, история умалчивает.
Кирха изначально была исполнена в неоготике, однако тут же просматриваются веяния промышленного арт-нуво, он же - модерн. Отсюда и большие окна, и относительная аскетичность экстерьера, за простотой которого готика угадывается с трудом. Внутри довольно атмосферно за счет темных тонов интерьера с одной стороны и обилия естественного света с улицы с другой. С удовольствием постоял некоторое время на службе и поставил свечи.
На заднем дворике притаился милый двухэтажный домик кремового цвета - местная приходская школка.
Если вам интересно мое мнение, то вот оно. Здорово, что храм остался храмом. Здорово, что он обрел новую жизнь и что его даже неплохо отреставрировали, по крайней мере, в плане интерьера. Но вот остальная часть реставрационных работ вызывает уныние...
Слышал, что у современного Калининграда наблюдается определенный экзистенциальный кризис. Европейский Кенигсберг или русский Калининград? Честно, за неделю в Калининграде о таком кризисе я особенно не слышал, но мне честно хочется верить, что выбор в пользу "Русского Калининграда" не означает отсутствие уважения к истории, архитектуре и вкусу. Православный человек всегда ходил в церковь не в последнюю очередь за красотой. Слом изначального вида характерного для конкретных мест памятника архитектуры и демонстрация неуважительного отношения к атрибутике, собственно, православной культуры (я и о откровенно кустарно прибитом кресте, и о пластиковых куполах, которые откровенно гробят в целом неплохой вид кирхи) имеют мало общего с лично моими понятиями красоты.
Повторюсь, выглядит здорово и необычно. Но не без оговорок. На самом деле, в этой церкви просматривается сам дух современного Калининграда. Сложная судьба, цивилизационная и культурная мешанина - это все про этот город. Это невозможно передать через фотографии отдельного места или планов города в целом. Только приехать и ощутить на себе.