Найти в Дзене

Калининградская экзотика. Православный храм из немецкой кирхи.

Калининград как некий новый конструкт на карте России и мира формируется последние 70 лет и еще не сформировался окончательно. Здесь совершенно особая специфика решительно во всем. Она диктуется и демографической картиной этого совершенно переселенческого города, и его архитектурной мешаниной. Объективно Калининград - русский город по всем основным показателям. Но Магадан - тоже русский город. И Челябинск тоже. И давайте, расскажите мне, что они все на одно лицо)

В Калининграде интересно пересекаются русское и европейское. И речь далеко не только о культе великого местного уроженца Иммануила Канта, который выражается и в туристическом позиционировании, и в названии сети местных продуктовых магазинчиков. Вы когда-нибудь задумывались о судьбе немецких католических и протестантских кирх бывшего Кенигсберга? Каково им при новой цивилизации?

Трамвайные рельсы без проводов - постоянная картина для нынешнего Калининграда.
Трамвайные рельсы без проводов - постоянная картина для нынешнего Калининграда.

Многие кирхи все еще заброшены, многие отданы под учреждения культуры... Но вот некоторые после Перестройки перешли в ведение РПЦ. И тут начинаются чисто калининградские интересности. Встречайте - православный храм, переделанный из немецкой кирхи!

-2

Реставрация, как видно, хорошая. Каменная кладка, свойственные неоготике детали... Хотя нет, подождите, что-то явно не так.

Пластиковые "золотые" маковки на гранях кирпичной модерновой стены? Прибитый к каменной кладке крест? Серьезно? Лично меня, как верующего, сие оскорбляет.
Пластиковые "золотые" маковки на гранях кирпичной модерновой стены? Прибитый к каменной кладке крест? Серьезно? Лично меня, как верующего, сие оскорбляет.

Евангелическая кирха Понарт появилась в одноименном районе-пригороде Кенигсберга в 1897-м году. Тогда кенигсбергский Понарт был индустриальной окраиной и пользовался не лучшей славой. В этом плане за 100 с лишним лет ничего не изменилось. Послевоенный Балтийский район, он же - Балтрайон, он же - Балтон, сохранил за собой славу непарадного пролетарского Кенгсберга-Калининграда, в меру обшарпанного и обладающего своей, особой ментальностью.

В советское время тут, как водится, побывало несколько ведомств - склад, какая-то небольшая конторка бухучета, даже спортзал. А в 1991-м, сразу же после развала СССР, храм передали только что образованной РПЦ. В 1993-м установили колокола, к 97-му закончили капитальный ремонт и установили иконостас. Тогда же храм и освятили, дав ему новую жизнь в качестве православного Храма Рождества Пресвятой Богородицы.

-4

Внутри храм смотрится вроде бы органично. Но все равно есть ощущение, что что-то не так, планировочно тут слишком много пространства, слишком много места, подсознательно ищешь границу между приделом и алтарной частью и... Не находишь.

Качественные росписи, красивый иконостас... Вроде все на месте.
Качественные росписи, красивый иконостас... Вроде все на месте.

Над входом возвышается ложа, где когда-то находился древний орган. Орган был старше храма лет эдак на 100, его еще до Гитлера перенесли сюда из местной синагоги. Куда он пропал уже в послевоенное время, история умалчивает.

Деревянные балки под потолком обновили в рамках последней реставрации. Смотрится здорово.
Деревянные балки под потолком обновили в рамках последней реставрации. Смотрится здорово.

Кирха изначально была исполнена в неоготике, однако тут же просматриваются веяния промышленного арт-нуво, он же - модерн. Отсюда и большие окна, и относительная аскетичность экстерьера, за простотой которого готика угадывается с трудом. Внутри довольно атмосферно за счет темных тонов интерьера с одной стороны и обилия естественного света с улицы с другой. С удовольствием постоял некоторое время на службе и поставил свечи.

Внутри много естественного света.
Внутри много естественного света.

На заднем дворике притаился милый двухэтажный домик кремового цвета - местная приходская школка.

Боковые окошки напоминают окна российских железнодорожных вокзалов на Павелецком и Курском ходах. Модерн такой модерн.
Боковые окошки напоминают окна российских железнодорожных вокзалов на Павелецком и Курском ходах. Модерн такой модерн.
Стальная катаная крыша смотрится несколько дешево, но не смертельно.
Стальная катаная крыша смотрится несколько дешево, но не смертельно.

Если вам интересно мое мнение, то вот оно. Здорово, что храм остался храмом. Здорово, что он обрел новую жизнь и что его даже неплохо отреставрировали, по крайней мере, в плане интерьера. Но вот остальная часть реставрационных работ вызывает уныние...

Слышал, что у современного Калининграда наблюдается определенный экзистенциальный кризис. Европейский Кенигсберг или русский Калининград? Честно, за неделю в Калининграде о таком кризисе я особенно не слышал, но мне честно хочется верить, что выбор в пользу "Русского Калининграда" не означает отсутствие уважения к истории, архитектуре и вкусу. Православный человек всегда ходил в церковь не в последнюю очередь за красотой. Слом изначального вида характерного для конкретных мест памятника архитектуры и демонстрация неуважительного отношения к атрибутике, собственно, православной культуры (я и о откровенно кустарно прибитом кресте, и о пластиковых куполах, которые откровенно гробят в целом неплохой вид кирхи) имеют мало общего с лично моими понятиями красоты.

Повторюсь, выглядит здорово и необычно. Но не без оговорок. На самом деле, в этой церкви просматривается сам дух современного Калининграда. Сложная судьба, цивилизационная и культурная мешанина - это все про этот город. Это невозможно передать через фотографии отдельного места или планов города в целом. Только приехать и ощутить на себе.

Простите за засвет.
Простите за засвет.

А что думаете вы? Согласны с автором насчет куполов и креста? В целом, как относитесь к идее переделки функционала храмов из одной конфессии в другую? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, и вас ждет еще больше неоднозначностей постсоветского региона!