Самый важный этап всей истории: заключение.
Младший сын, который когда-то покинул семью, сейчас вернулся, в отчаянии в объятиях своего отца. Как только он пересекает порог дома, оказывается перед пожилым родителем, к которому некоторое время назад он повернулся спиной.
Двое из них являются главными героями.
-Но что-то не картине не так. Что именно?
Поскольку они являются основополагающими персонажами, они должны быть в центре композиции.
Но Рембрандт сдвигает их немного влево.
- Зачем?
Таким образом, использует расширенное пространство для добавления других деталей.
- Давайте посмотрим, кто они (слева направо):
1. Женщина, которая выходит из тени и смотрит на действие.
2. Далее сидит мужчина со скрещенными ногами.
3. Стоит еще один мужчина, одетый в красное и с полностью освещенным лицом.
Теперь разберем каждую из фигур.
Отец. На первый взгляд, сразу видно, что он немного опередил свое время. Посмотрите на его лицо: оно полное морщин, волосы и борода седые.
- Что-нибудь необычное заметили?
Руки отличаются друг от друга. Слева - более легкая и деликатная, почти женственная. Справа - совсем другая: больше и тяжелее, очень похожа на мужскую руку.
- Думаете Рембрандт ошибся и рисовал двумя разными руками?
Абсолютно нет. Он сделал это специально. Потому что "женственная" рука символизирует материнскую нежность, а "мужская" - строгость и силу отца.
- А теперь взгляни на одежду: красный плащ, который на нем?
Конечно, это очень дорогой наряд, и это заставляет думать, что он - богатый и престижный глава семьи. Его лицо полное сострадания, при этом он не забыл, каковы его обязанности как главы семьи.
Таким образом, он должен показать, что он прав и думать о благе семьи, но, с другой стороны, он должен оставаться человеком и понимать, когда настало время простить сына.
- Если вы посмотрите немного вниз, вы обязательно заметите мальчика на коленях.
Художник представляет его со спины, с головой, повернутой вправо в поисках утешения и прощения в объятиях своего отца. Его лицо не очень хорошо видно, поэтому невозможно понять, какое выражение лица у него есть. Он одет в старый халат с заплатками. Благодаря своему положению, невозможно увидеть ноги, одна из которых покрыта изрядно поношенной обувью, а другая голая.
- Видите маленький украшенный меч, который сын на коленях носит на правой стороне?
Он не имеет ничего общего с полностью состаренной одеждой мальчика. Это последний символ его наследия, престижного социального статуса, которым он пользовался до того, как покинул дом своего отца. Более того, меч - это "напоминание". Он напомнит ему о высокомерии, которое однажды заставило его усомниться в мудрости и роли своего отца, в результате чего отвернулся от последнего.
Меч - единственная деталь, отличающая мальчика от многих нищих, которые циркулировали в то время.
- Обратили ли внимание на общую темноту, которая окружает всю сцену?
Рембрандт использует технологию чиароскуро, чтобы выделить только самые важные элементы сцены:
· Пожилой отец
· Найденный сын
· Человек, стоящий справа
- Кстати, кто последний?
В отличие от старика, он возмущен. Взрослый мужчина, старше мальчика, стоящего на коленях, в красном плаще, идентичном старому главе семьи, и наблюдает за происходящим, опираясь на палку.
В отличие от других второстепенных персонажей, здесь Рембрандт предпочитает отдавать приоритет лицу, подчеркивая его выразительность.
- Догадались кто это?
Верно, брат блудного сына, который до сих пор обижается на самого младшего из-за того, что несколько лет назад покинул семью.
Он, безусловно, имеет авторитет, почти равный авторитету благородного старика, и это лишь одна из деталей, которые привели экспертов отождествить его со старшим братом блудного сына. Он нетерпим и абсолютно не согласен с тем, что происходит на его глазах.
Но Рембрандт не ограничивается этим. Он ставит его на передний план и полностью окутывает светом. Явно хочет выделить его. И поэтому эта сцена поддается различным интерпретациям, каждая из которых связана с главным героем:
· Младший сын просит прощения.
· Пожилой отец выдает прощение.
· Старший брат запрещает прощать и не соглашается с отцом.
- На картине есть еще 2 персонажа: один сидит в кресле и женщина.
Это лица второстепенного плана, окутанные тьмой. Мужчина сидит в кресле с перекрещенными ногами. Женщина смотрит на происходящее и проявляет искренние эмоции по поводу встречи. Поскольку имеем дело с благородной и очень богатой семьей, поэтому возможности две:
1. Она может быть служанкой.
2. Мать блудного сына.
- Почему Рембрандт решил добавить так много "второстепенных" символов? Разве он не мог бы просто добавить старого отца и сына, который вернулся?
Введение этого третьего персонажа - аспект, который делает холст экстраординарным. Никто не сомневается в искреннем прощении отца, но в то же время все разделяют видение справедливости старшего сына. Если бы брат попросил прощения, то показал, что он изменился.
Рембрандт показывает, что блудный сын действительно готов снова согрешить и поэтому включает в сцену дорогостоящий меч, весящий на талии.
- Но разве у отца нет никаких подозрений относительно характера своего младшего сына?
Думаю, такой мудрый и умный человек, как он, уже думал об этом. Но, несмотря на все это, он, не колеблясь, прощает.
В этом и заключается истинный смысл работы: прощение без каких-либо условий.