Найти в Дзене

Картина в деталях: "Возвращение блудного сына" Рембрандта

Самый важный этап всей истории: заключение.

Младший сын, который когда-то покинул семью, сейчас вернулся, в отчаянии в объятиях своего отца. Как только он пересекает порог дома, оказывается перед пожилым родителем, к которому некоторое время назад он повернулся спиной.

Двое из них являются главными героями.

-Но что-то не картине не так. Что именно?

Поскольку они являются основополагающими персонажами, они должны быть в центре композиции.

Но Рембрандт сдвигает их немного влево.

  https://yandex.ru › images
https://yandex.ru › images

- Зачем?

Таким образом, использует расширенное пространство для добавления других деталей.

- Давайте посмотрим, кто они (слева направо):

1. Женщина, которая выходит из тени и смотрит на действие.

2. Далее сидит мужчина со скрещенными ногами.

3. Стоит еще один мужчина, одетый в красное и с полностью освещенным лицом.

Теперь разберем каждую из фигур.

Отец. На первый взгляд, сразу видно, что он немного опередил свое время. Посмотрите на его лицо: оно полное морщин, волосы и борода седые.

- Что-нибудь необычное заметили?

Руки отличаются друг от друга. Слева - более легкая и деликатная, почти женственная. Справа - совсем другая: больше и тяжелее, очень похожа на мужскую руку.

- Думаете Рембрандт ошибся и рисовал двумя разными руками?

Абсолютно нет. Он сделал это специально. Потому что "женственная" рука символизирует материнскую нежность, а "мужская" - строгость и силу отца.

- А теперь взгляни на одежду: красный плащ, который на нем?

Конечно, это очень дорогой наряд, и это заставляет думать, что он - богатый и престижный глава семьи. Его лицо полное сострадания, при этом он не забыл, каковы его обязанности как главы семьи.

Таким образом, он должен показать, что он прав и думать о благе семьи, но, с другой стороны, он должен оставаться человеком и понимать, когда настало время простить сына.

- Если вы посмотрите немного вниз, вы обязательно заметите мальчика на коленях.

Художник представляет его со спины, с головой, повернутой вправо в поисках утешения и прощения в объятиях своего отца. Его лицо не очень хорошо видно, поэтому невозможно понять, какое выражение лица у него есть. Он одет в старый халат с заплатками. Благодаря своему положению, невозможно увидеть ноги, одна из которых покрыта изрядно поношенной обувью, а другая голая.

- Видите маленький украшенный меч, который сын на коленях носит на правой стороне?

Он не имеет ничего общего с полностью состаренной одеждой мальчика. Это последний символ его наследия, престижного социального статуса, которым он пользовался до того, как покинул дом своего отца. Более того, меч - это "напоминание". Он напомнит ему о высокомерии, которое однажды заставило его усомниться в мудрости и роли своего отца, в результате чего отвернулся от последнего.

Меч - единственная деталь, отличающая мальчика от многих нищих, которые циркулировали в то время.

- Обратили ли внимание на общую темноту, которая окружает всю сцену?

Рембрандт использует технологию чиароскуро, чтобы выделить только самые важные элементы сцены:

· Пожилой отец

· Найденный сын

· Человек, стоящий справа

- Кстати, кто последний?

В отличие от старика, он возмущен. Взрослый мужчина, старше мальчика, стоящего на коленях, в красном плаще, идентичном старому главе семьи, и наблюдает за происходящим, опираясь на палку.

В отличие от других второстепенных персонажей, здесь Рембрандт предпочитает отдавать приоритет лицу, подчеркивая его выразительность.

- Догадались кто это?

Верно, брат блудного сына, который до сих пор обижается на самого младшего из-за того, что несколько лет назад покинул семью.

Он, безусловно, имеет авторитет, почти равный авторитету благородного старика, и это лишь одна из деталей, которые привели экспертов отождествить его со старшим братом блудного сына. Он нетерпим и абсолютно не согласен с тем, что происходит на его глазах.

Но Рембрандт не ограничивается этим. Он ставит его на передний план и полностью окутывает светом. Явно хочет выделить его. И поэтому эта сцена поддается различным интерпретациям, каждая из которых связана с главным героем:

· Младший сын просит прощения.

· Пожилой отец выдает прощение.

· Старший брат запрещает прощать и не соглашается с отцом.

- На картине есть еще 2 персонажа: один сидит в кресле и женщина.

Это лица второстепенного плана, окутанные тьмой. Мужчина сидит в кресле с перекрещенными ногами. Женщина смотрит на происходящее и проявляет искренние эмоции по поводу встречи. Поскольку имеем дело с благородной и очень богатой семьей, поэтому возможности две:

1. Она может быть служанкой.

2. Мать блудного сына.

- Почему Рембрандт решил добавить так много "второстепенных" символов? Разве он не мог бы просто добавить старого отца и сына, который вернулся?

Введение этого третьего персонажа - аспект, который делает холст экстраординарным. Никто не сомневается в искреннем прощении отца, но в то же время все разделяют видение справедливости старшего сына. Если бы брат попросил прощения, то показал, что он изменился.

Рембрандт показывает, что блудный сын действительно готов снова согрешить и поэтому включает в сцену дорогостоящий меч, весящий на талии.

- Но разве у отца нет никаких подозрений относительно характера своего младшего сына?

Думаю, такой мудрый и умный человек, как он, уже думал об этом. Но, несмотря на все это, он, не колеблясь, прощает.

В этом и заключается истинный смысл работы: прощение без каких-либо условий.