Найти тему
Николай Николаев

Байкал превращается в cгусток ядовитых отходов

Самому чистому озеру на планете грозит большая опасность.
Тонны опасных химикатов уже выплескиваются в акваторию, убивая все живое.
Промышленные отходы БЦБК выливаются в некогда чистое озеро
Промышленные отходы БЦБК выливаются в некогда чистое озеро

Ядохимикаты под открытым небом
Закрытый шесть лет назад Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат может стать причиной небывалой катастрофы. Семь миллионов кубометров жутких ядохимикатов все еще ждут своего часа в отстойниках и накопителях и никто ничего с этим не делает. Вот уже шесть лет правительство РФ выделяет финансирование на снос площадки, рекультивацию почвы и уничтожение отходов. Но работы до сих пор не начались. Проблема в том, что перед закрытием ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) накопил кучу долгов. Теперь площадкой владеют кредиторы, которые не позволяют приступить к очистке.

На днях депутат Государственной думы
Николай Николаев выпустил фильм-расследование «Байкал за шаг до катастрофы», в котором привлёк внимание общественности к ситуации вокруг БЦБК.

До Байкала и обратно
Когда-то комбинат подготовил для себя 14 накопителей для временного хранения отходов. Это огромные бассейны под открытым небом, куда просто сбрасывали золу и шлам-лигнин.

О том, как все это утилизировать, решили подумать позже. В итоге скопилось более шести миллионов кубометров отходов IV класса. Интересно, что современные технологии позволяют осушить и переработать содержимое отстойников. Золу, например, можно очистить и использовать как удобрение. Лигнин добавляют при производстве резины. Оба этих компонента годятся также для приготовления композитного дорожного покрытия. Правда, скопившихся отходов хватит на то, чтобы вымостить им дорогу от Байкала до Москвы и обратно.

Самое простое, что можно сделать - осушить котлованы и залить их специальными реагентами, которые превратят осадок в безвредный почвогрунт. Это и предусматривал проект «Росгеологии», разработанный в прошлом году. Но совсем недавно на комбинате обнаружился еще один химикат, который заставил экологов срочно менять проекты и планы. В очистных сооружениях нашли черный щёлок. 170 тысяч тонн этого ядохимиката просто сбросили в емкости очистных сооружения перед самым закрытием комбината и забыли на шесть лет.

Черная смерть
Черный (сульфатный) щёлок образуется во время варки целлюлозы. Он состоит из огромного количества смешанных между собой кислот и сульфатов, которые не растворяются и не разлагаются. При длительном хранении из черного щёлока выделяется сульфатное мыло. Если оно попадет в Байкал, то все живое просто погибнет.

Черный щёлок уже обнаружили и в грунте. Когда работал комбинат, из скважин под предприятием откачивали ядовитую воду и очищали. Сегодня этого никто не делает. Подземные потоки с гор протекают через загрязнения и попадают в озеро, отравляя все живое. Недавно в этом убедилась Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. Специалисты взяли пробы грунтовых вод на исследования, обнаружив в них десятки ядовитых элементов.

Вопрос времени
Большинство емкостей с отходами сегодня находятся в плачевном состоянии, их стенки деформированы, дно разрушено. Своих функций отстойники давно не выполняют. Страшные яды постепенно просачиваются в Байкал.

Это подтверждают исследования. В Центре по мониторингу загрязнения окружающей среды «Иркутского УГМС» отмечают, что содержание сульфидной серы на полигоне продолжает превышать допустимые нормы на 30%, а взвешенных веществ в водах Южного Байкала с каждым годом становится все больше.

Расположение полигонов с отходами на территории БЦБК
Расположение полигонов с отходами на территории БЦБК

«Гидротехнические сооружения – это комплекс, который необходимо эксплуатировать, – рассказывает глава администрации Байкальского городского поселения Василий Темгеневский. – Сейчас этим никто не занимается. Минувшим летом прошло большое количество дождей. Накопители переполнились, произошел перелив на карте №5. Мы его быстро купировали. Но весной ожидаем паводка, который приведет к новым выбросам в озеро».

Главная угроза
Но самая серьезная опасность – вовсе не паводок, а риск схода селевых потоков. Которые просто разнесут в труху все отстойники и накопители. И вот тогда произойдет катастрофа мирового масштаба. Ведь закрытое предприятие и все 14 карт-накопителей находятся прямо на пути схода селевых потоков. «На нашей территории большие уклоны, развитая сеть рек, у нас еще и сейсмически опасная местность. Эти факторы влияют на сход селевых потоков, говорит начальник ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Азат Насыров. – На склонах лежит огромное количество обломочного материала. Интенсивные дожди или небольшое землетрясение могут спровоцировать сход нового селевого потока в самое ближайшее время». По оценкам специалистов в этом случае ущерб природе будет сопоставим с тем, какой нанес бы работающий БЦБК в течение 700 лет.

В шаге от катастрофы

кадр из фильма "Байкал - за шаг до катастрофы"
кадр из фильма "Байкал - за шаг до катастрофы"

«Мы находимся буквально за шаг до катастрофы, - считает депутат Государственной думы и ведущий NikoLive Podcast Николай Николаев. – Но у нас еще есть возможность свернуть с этого рокового пути».

Этой осенью принято решение перераспределить обязанности по выбору технологии рекультивации, проведении необходимых конкурсных процедур, разработке перспективного проекта развития территории бывшего БЦБК. Теперь за отвечает правительство РФ, руководство Иркутской области и «Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ».

Следи за новостями и подписывайся на наш канал в Дзен!

#nikolive podcast #николаев #подкаст 
#nikolive podcast #николаев #подкаст