Найти тему

«Нарцисс ...» кисти Карла Брюллова

Сегодня, 23 декабря 2019 года исполняется 220 лет со дня рождения талантливого русского живописца - Карла Павловича Брюллова.

Еще в девятнадцатилетнем возрасте в ходе обучения в Академии художеств им, как задание по учебной программе, была написана картина
«Нарцисс, смотрящий в воду» , за которую К.Брюллову присвоили малую золотую медаль.

Об этом полотне сегодня и поговорим.

Жанр произведения — мифологическая живопись. Сюжет взят из «Метаморфоз» (превращения) древнеримского поэта Овидия.

Жил красивый юноша по имени Нарцисс. Он был сыном речного бога Кефисса. Нимфа Эхо, пленённая его красотой, жестоко страдала от неразделённой любви. В конце концов, Эхо ушла в горы и там умерла, оставив свой голос, а тело её превратилось в камни.
Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью. В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви. И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер. Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства. Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос нарцисс- прекрасный одинокий цветок с поникшей головой, как бы желающий еще раз полюбоваться собою в воде.

Так гласит легенда...

цветок нарцисс
цветок нарцисс
История Нарцисса известна практически всем. Больше того, само имя мифологического персонажа стало нарицательным и даже послужило названием термину «нарциссизм», который означает самовлюблённость и завышенную самооценку.

Молодой Брюллов хотел из учебного задания, из простого изображения мужской фигуры создать живую красоту, хотя и с учётом требований академических правил. Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами. Художник заметил множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь.

"Нарцисс, смотрящий в воду" Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Нарцисс, смотрящий в воду" Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На первом плане картины изображен обнажённый прекрасный Нарцисс над водой, с упоением смотрящий на своё отражение. Красная ткань, слегка наброшенная на его тело, ещё сильнее оттеняет красоту юноши. Лицо Нарцисса, обрамленное золотистыми кудрями, отдаленно напоминает лицо самого художника.

На втором плане кудрявый Амур с крылышками, с луком и стрелами. Он спешно улетает в противоположном от Нарцисса направлении, при этом плутовато смотрит на зрителя и прижимает палец к губам. Понятно, что пагубная страсть Нарцисса к самому себе — его работа.
На заднем плане темнеет густой лес, тенистый, таинственный, красивый. В изображении леса мало реального, это лес, где обитают герои мифов, он загадочен и романтичен.
Цветовая гамма картины отличается мягкостью и глубиной. Зелёно-золотистую гамму разбавляет красное пятно ткани, как намёк на страсть.
Произведение это заключало в себе тему
общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника, а прием со светом, когда мягкий золотистый свет, окутывающий фигуру Нарцисса на фоне затененного «пейзажного интерьера», — своего рода самостоятельная творческая находка ученика. Брюллов понял, почувствовал возможности, таящиеся в найденном приеме, и можно сказать, что «Нарцисс…» стал первообразом той изобразительной темы, которая встречается в световых эффектах его будущих картин.

Любопытно, что картина девятнадцатилетнего ученика была куплена Андреем Ивановым – одним из учителей Брюллова, отцом Александра Иванова, автора полотна «Явление Христа народу».