В 1964 году египетский археолог Ахмед Мусса обнаружил в древнем некрополе Саккара несколько скальных гробниц, примыкавших к процессионной дороге припирамидного комплекса фараона Унаса.
В одной гробнице, рельефная декорировка которой прекрасно сохранилась, археолог неожиданно обнаружил сцены, изображающие объятья двух мужчин. Аналогов этим сценам в других гробницах некрополя не было. Точнее, были, но изображены на них были семейные пары: мужчина и женщина.
Позже археологи, восстанавливавшие элементы комплекса Унаса, обнаружили, что при постройке процессионной дороги Унаса были использованы отдельные блоки этой гробницы, которая, как оказалась, предназначалась для погребения двух мужчин, Нианххнума и Хнумхотепа, занимавших одинаковые посты в жречестве Ра в Гелиополе и, одновременно, исполнявших обязанности «начальника маникюров и парикмахеров царского дворца».
«Гробница вельмож стала для археологов настоящей загадкой, — говорит Грег Ридер, египтолог, специализирующийся по теме однополых сексуальных отношений в Египте фараонов, — можно смеяться, услышав титул «глава маникюров», а можно задаться серьезным вопросом: эти мужчины, изображенные касающимися друг друга носами, то есть, по египетским представлениям, в поцелуе, кем они были друг другу? Родственниками или любовниками?»
В научной литературе гробница, дабы избежать кривотолков, была названа «усыпальницей братьев», однако Грег Ридер придерживается иного мнения. Он отмечает, что изображения двух мужчин очень походят на современные им изображения семейных пар. Известно, что у Нианххнума была жена; она изображена сидящей за ним в сцене загробного пира в гробнице, однако позже ее изображение было почти повсеместно уничтожено по неизвестной причине. В других сценах на стенах гробницы Хнумхотеп сам занимает то место, на котором обычно изображались жены.
«Желание однополых отношений существовало за идеальным фасадом брака, созданным древними, — говорит Грег Ридер. — Пример этой гробницы отнюдь не одинок. В качестве другого примера можно привести древнеегипетское сказание о гомосексуальной связи Хора и Сетха, следствием которой стала беременность одного из божественных партнеров, ужаснувшая других богов».
Как отмечает Грег Ридер, мы все еще далеки от понимания того положения, которое при дворе занимали Нианххнум и Хнумхотеп, «доверенные спутники» царя, которым разрешалось, как парикмахерам и маникюрщикам, касаться священного тела царя.
«Единицы из живших в то время имели возможность соорудить себе такую пышную гробницу, которая была даром и привилегией, предоставляемой царем, — говорит Ридер, — так, может быть, отношение к однополым союзам в древности было куда более неоднозначным, чем мы сегодня себе это представляем».
К тому же, на стенах их совместной гробницы мужчины изображены в самых интимных позах, которые дозволялись в искусстве Египта: лицом к лицу, прикасаясь кончиками носов друг к другу, что символизировало поцелуй.
В общем, насколько наши "визажисты" были братьями, большой вопрос. Но история про то, что их имена можно трактовать как то, что они будут вместе в жизни и смерти, которую можно прочитать во многих статьях по этой теме, весьма сомнительна.
А вам как кажется? Братья или любовники?
Вам может понравится:
Мифы Древней Греции: об этом вы не услышите от учителя. Часть 2
Герцог Бекингем, "муж" короля
Федька Басманов: возлюбил царя своего... во всех смыслах