Найти тему
Sakh.online

Почему женщиным стали чаще бить и резать своих мужчин

Оглавление

Четверть убийств нашем регионе совершается на бытовой почве. О причинах семейных разборок, которые нередко заканчиваются очень печально, и о том, как спастись от домашнего насилия, корреспондент skr.su выяснил у силовиков и психологов.

Фото с сайта infocegled.hu
Фото с сайта infocegled.hu

Татьяну убил сожитель

В конце сентября Сахалин потрясла новость об участи пропавшей 21-летней охинки Татьяны. Молодая женщина отгуляла на свадьбе у подруги, на следующий день отправилась к ней забирать вещи и исчезла. Были организованы поиски, к которым подключились правоохранительные органы, родственники, волонтеры… Ее обгоревший труп нашли на берегу залива Пильтун. Спустя некоторое время выяснилось — Татьяну убил бывший сожитель. Он уже дал признательные показания: сначала до смерти избил, потом вывез тело в зимовье, облил бензином и поджег… У охинки осталось двое детей, одна девочка — совместный ребенок с сожителем-убийцей.

Следствие по делу продолжается, и охинцы рассказывают: изверг не раз угрожал Татьяне. В прошлом году даже поджег ее автомобиль. Однако тревожный звоночек проигнорировали: ну бывает, отойдет парень, успокоится.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Только подумайте: в России семейно-бытовое насилие — одно из самых распространенных правонарушений. В обществе до сих пор достаточно тех, кто считает: мужчина может учить уму-разуму свою жену, даже если в ход придется пускать кулаки. И что мы имеем сегодня? В стране порядка трети всех убийств совершается именно на семейно-бытовой почве. Сахалинская область выглядит чуть лучше: каждое четвертое убийство на островах имеет семейно-бытовой подтекст.

Однако нежелание выносить сор из избы, писать заявления на своих мужей, жен, братьев и сестер, когда их еще можно остановить, — главная проблема в предотвращении страшных последствий домашнего насилия. Многие из нас видели подобные сцены, однако ставили блок: не надо вмешиваться, сами разберутся, еще и виноватым останешься. А порой сделать это все-таки надо: некоторых дебоширов можно остановить, просто предав ситуацию огласке. Но есть и такие, кто сами притормозить уже не могут.

Сынок, не бей!

К сожалению, грустных сюжетов в подтверждение мы можем рассказать немало. Своей историей поделилась жительница пригорода Южно-Сахалинска Елена Куркина. Пенсионерка живет в частном доме, но в последнее время боится выходить в огород. За ее забором разыгрываются страшные сцены: сын-наркоман бьет соседку, пожилую женщину, практически каждую неделю.

— Смотреть на это невыносимо: из дома такие крики раздаются, что кровь стынет! Иногда несчастная женщина выбегает в огород. Старенькая, босая, бежит по грядкам в халатике и кричит: «Алешенька, не надо! Не бей, пожалуйста! Прости меня!!!» А сын – за ней, безжалостно колошматит… Потом несколько дней тишина, — рассказывает пенсионерка.

Елена объясняет, что и рада бы пожаловаться кому-нибудь на невыносимую жизнь соседки. Но толку не будет: полиция приходила не раз и не два. Мать отказывается писать заявление на сына. А если садист узнает, что соседи ябедничают, так может и с разборками заявиться. Чего от наркомана ждать. 

Женщины пошли в атаку

Начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД РФ по Сахалинской области Артем Меримский поясняет: именно такая скрытность и не дает противодействовать домашним агрессорам. И усугубляет ситуацию.

Только с начала этого года в области зафиксировано около 300 фактов причинения побоев. Половина из них — это семейно-бытовые отношения. Статистика жалоб на домашнее насилие нестабильна: все зависит от сезона. Обострения, например, традиционно случаются весной. Так называемыми тяжелыми районами стражи порядка называют те, где нет работы, отсутствует какая-никакая культурная жизнь… Отличительная особенность подобных правонарушений — совершаются они в основном в алкогольном опьянении.

— В текущем году особенно заметно выделялись женщины. Количество бытовых преступлений, совершенных ими, резко выросло. Особенно это касается тех правонарушений, где причинен тяжкий вред здоровью. Женщины стали бить, нападать с ножами на своих мужей и сожителей. В этом году были и смертельные случаи, раньше такой тенденции не наблюдалось, — делится Меримский.

-3

Как спастись от побоев?

И правоохранители, и психологи заявляют: если спускать на тормозах случаи домашнего насилия, это только подстегнет тирана. Поэтому сообщать о них необходимо. В качестве подтверждения приведем факт из практики работы участковых. В течение года жительница Южно-Сахалинска жаловалась на домогательства бывшего мужа. Поджидал у работы, звонил, не давал прохода. Потом еще больше осмелел и дважды разбил автомобиль бывшей жены, чтобы боялась. Женщина написала заявление в полицию. Теперь на настойчивого поклонника заведено два дела, мужчину привлекают к уголовной ответственности. Как только понял, что ему светит реальный срок, вся его настойчивость улетучилась.

Бороться с такими правонарушениями мешают и бреши в законах. Раньше таких дебоширов можно было привлечь за мелкое хулиганство и наложить административный арест. Теперь статью упразднили, о чем многие, кстати, жалеют.

Не так давно в Госдуму вносили законопроект о так называемом семейном дебоширстве, предусматривающий административный арест до 48 часов. За это время разбушевавшийся человек мог бы протрезветь, остыть, переосмыслить ситуацию. Кроме того, о его поведении наверняка узнали бы на работе, что тоже является сдерживающим фактором. Однако депутаты законопроект отклонили. А реалии сегодняшнего дня таковы, что спустя три часа дебошир вновь возвращается на «поле боя». Некоторые из них начинают мстить заявителю. И вызовы человека в погонах на дом повторяются.

Горькие детские слезы

К сожалению, от насилия страдают не только мужья, жены и сожители. Самое страшное, когда под удар попадают дети. Вспомним страшную прошлогоднюю историю с погибшим ребенком в Шебунино. В 2019-м, сообщает Меримский, заведено четыре уголовных дела «о ненадлежащем воспитании несовершеннолетних». Виновных привлекают к ответственности. И это только те случаи, когда правда, так или иначе, вскрылась. А сколько таких безответных маленьких страдальцев прячется за стенами квартир, частных домов, высоких заборов?

Случается, что жертвы домашних преступлений зависят от дебошира: проживают на его жилплощади, а пойти больше некуда. Либо буйный муж — единственный кормилец в семье, поэтому многие женщины предпочитают терпеть вспышки гнева, побои, оскорбления. Зная это, любители домашнего насилия чувствуют свою безнаказанность. А это рано или поздно доведет до беды.

-4

Я заберу заявление

Однако участковые сообщают тревожный факт: в половине случаев заявления побитые отзывают назад. Часто об этом просят и родственники виновного: ну свои же люди, зачем полицию вызывать? Ничтожно мало дел о причинении легкого вреда здоровью доходит до суда. Все дело в том, что писать заявления, ходить на заседания жертве нужно самостоятельно, порой несколько месяцев. И большинство бросают разбирательство на полдороге. Да и предусмотренные в законе виды наказания за подобные правонарушения, мягко говоря, несерьезны. Штраф, исправительные работы, условный срок…

И все же ситуация понемногу начинает меняться. К примеру, за 2005 год в Сахалинской области произошло 126 убийств на семейно-бытовой почве. В этом году — восемь. В целом же только за последний год именно в этом секторе на 7,5 процента сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. Сегодня только одно из пяти преступлений приводит к тяжелым последствиям, остальные квалифицируются как «легкий вред здоровью». Если сообщать о каждом таком «легком» факте, возможно, и тяжелые удастся остановить. Главное — начать борьбу за свою жизнь. Не теряйте времени. Завтра может быть уже поздно.

Бегом из ада

Психологи рекомендуют принимать меры после первого же случая домашнего насилия

Семейный психолог из Южно-Сахалинска Ирина Акимова рассказала о причинах страшного явления и дала несколько советов жертвам тихих домашних преступлений. Итак, начнем с причин. Как правило, к такому поведению ведут несколько факторов.

— Часто встречается, что тиран вырос в семье, в которой отец издевался над матерью, и эта модель поведения зафиксировалась как норма. Случается, что в детстве в семье жестко ругали и били ребенка, который вырос и стал агрессором. Нередко человек испытывает тревожность из-за того, что может потерять свое превосходство над близкими, у него снижен уровень самоконтроля, возможно, он часто испытывает стресс, — поясняет Акимова.

Еще в некоторых изначально заложено врожденное желание причинять вред партнеру. Психологи называют это легким уровнем садизма. Безусловно, значительную роль играет и склонность к употреблению алкоголя, стирающего все социальные рамки.

-5

Акимова отмечает: последствия домашнего насилия для женщины — не только травмы, синяки и переломы. Ее личность изменяется порой необратимо: снижается самооценка, появляется хроническое чувство стыда, собственной вины в происходящем, ее действительность искажается кардинально. Потом появляются серьезные симптомы посттравматического стресса: глубокая депрессия, нежелание жить.

Беда в том, что из-за чувства стыда и вины жертвы, как правило, никому не говорят, что они порой годами живут в аду. Поделиться могут лишь в беседе с теми, кому доверяют. Если этот человек — вы, то основная ваша задача дать понять, что собеседник такого отношения к себе не заслуживает. В мире ежедневно тысячи женщин сталкиваются с домашним насилием, и вина за происходящее — на садисте.

Как бороться с домашними издевательствами? Во-первых, не бояться дать отпор. Важно знать: это жизненно необходимо. Обязательно нужно написать заявление в правоохранительные органы, деспоту грозит три вида ответственности — административная, уголовная, гражданско-правовая. Помимо этого, надо помнить, что домашние самодуры боятся огласки. Именно поэтому большинство из них на людях стараются выглядеть заботливыми мужьями. Расскажите друзьям, родителям тирана, своим родственникам о том, что вам приходится терпеть.

-6

Помимо полиции, стоит обратиться в кризисные центры психологической помощи. Грамотные специалисты пошагово проинструктируют вас о дальнейших действиях. Основная цель ваших поступков – продемонстрировать, что ждет деспота, если он не успокоится: внимание правоохранительных органов, осуждение близких, проблемы на работе, потеря статуса заботливого семьянина и отца…

И помните: градус опасности нахождения дома при вашем бездействии будет только расти. Приступы агрессии, как правило, цикличны, жестокость только нарастает. А влияние садиста будет глубже распространяться на другие сферы жизни. Остановите его. Сохраните свою жизнь.

Есть мнение

Наш корреспондент поинтересовался у жителей Южно-Сахалинска, считают ли они необходимым вмешиваться, если станут свидетелями семейных сцен

Константин Константинов, сотрудник нефтегазовой сферы:

-7

— Я, честно признаться, с такими фактами не сталкивался никогда. Если предположить, что я увижу, как муж бьет жену по соседству, наверное, в стороне бы не остался. Конечно, сначала оценил бы свои силы. Если там здоровенный и неадекватный жлоб, то от моего вмешательства будет мало пользы. Тогда нужно просто вызвать полицию. Если же остановить драчуна мне по силам, я бы это сделал. А на месте женщины после такой ситуации стоит задуматься, оставаться в такой семье или нет. Конечно, надо понимать, куда ей уходить. Бывает, что жить больше негде, а на руках маленькие дети…Но терпеть домашнее насилие — это тоже не выход.

Галина Полунина, жительница областного центра:

-8

— С первым мужем я прожила 20 лет. Время времени сама сталкивалась с домашним насилием. Случалось, что супруг поднимал на меня руку. Я, как никто, знаю, как это больно, как тяжело такое переживать. Особенно страдают дети. В последний раз попала в больницу с сотрясением мозга и побоями. Это стало крайней точкой, я просто взяла и ушла от мужа. Теперь у меня новая счастливая жизнь. Поэтому считаю, что женщина должна прекращать всякие отношения с таким человеком, не допускать такого обращения с собой.

А ждать помощи со стороны — придет она или нет? И не факт, что тебе успеют вовремя помочь.

Евгений Прудиус, пенсионер:

-9

— Вмешиваться ли в чужие разборки? Это, конечно, зависит от взаимоотношений мужчины и женщины. В семьях бывает по-разному, случается, что и женщина где-то неправа. И мужчина не выдерживает, перестает себя контролировать. Может, его просто довели? Однако надо держать себя в руках. Если бы я увидел такое, наверное, сам попытался бы образумить мужика. Для начала — просто словами. А потом и делами. Но полицию вызывать не стал бы. В любом случае, это очень не мужское поведение, конечно. Бить женщину нельзя.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!