Не каждому суждено открывать Законы.
Не каждый может долго сидеть под яблоней и получить фруктом по голове. А без этого открыть законы гравитации невозможно.)
Но хорошо жить хочет каждый. И может. Если не будет вести себя как дурак.
О Ньютоне я заговорил неспроста, но оставлю его “на закуску”. И обещаю: 99% закуска понравится.
“Обучение” математике учит самообману
Со школьной математикой все не так просто …
Что она “Ум в порядок приводит”, в большинстве случаев - сильное преувеличение. А что поверхностное изучение математики оглупляет - это факт.
Цифры - опиум для неразвитого ума
“Тише! Погоду передают!”,- часто звучало на кухнях в до-интернетовскую эпоху.
Меня погода по утрам интересовала потому, что диктор мог произнести магическое: “Занятия в школах с первого по N класс отменяются”. Где N - натуральное число от 2 до 8.
Это были рациональные ожидания: эти цифры имели для меня смысл.
Но взрослые …
"Да посмотрите вы в окно! Высуньте палец из форточки! Какая разница: минус 20 или минус 23? А про вероятность дождя … Да взгляните на небо!"
Средняя зарплата и доходность билетов МММ
Волшебство “средней цифры” …
Если “средняя” зарплата растет, а жизнь становится скучнее, то для большинства это имеет смысл, если …
... Если зарплата не просто растет, а "увеличивается на 37,5%”. Лучше, чтобы “с половиной”. Идеально, если до сотой: “0,53”.
Изучение математики в школе создает иллюзию, будто цифры сами по себе что-то значат.
Журналисты - маги цифровизации
Журналисты пишут в заголовке: “3 причины того ... не важно чего”. И число интересующихся “фактом” кратно увеличивается. Я тоже 3 раза попробовал. А что делать, если это работает?))
Политики активно используют “магию” чисел.
Жонглирование “цифрами-фактами” убедительно доказывает, что:
- увеличение пенсионного возраста на N лет улучшает жизнь в M раз.
И это не шутка, потому, что это так и есть. (Я имею в виду не улучшение жизни))(
В нас встроен механизм особой убедительности цифр. Это очевидно. Не очевидно: откуда он берется?
Арифметика дикаря
Попробуйте убедить дикаря отказаться от мяса, заявив, что он “в среднем сыт”. Потому, что вожак съел 3 куска и лежит на правом боку, чтобы не лопнуть. Только осторожнее: не получите каменным топором по башке.
До сих пор есть племена, у которых вся арифметика сводится к: “один, два, три и много”. Они не понимают: зачем, например, считать детей? Каждый ведь важен?
Дикаря невозможно загипнотизировать цифрой. А нас - можно.
Большинство сглатывает информацию о растущей “средней” при падающем уровне. Потому, что не осведомлены о медиане, моде и других характеристиках распределения случайной величины.
Большинство не понимает смысл цифр.
Цифры отключают у большинства мозг . Переводят из режима понимания в режим реагирования. В просторечии он называется: “Ученые доказали, что X в Y раз лучше, чем Z”.
Когда такой человек видит: “Sale до 80%”, то сходит с ума. Он уверен: скидка составляет ровно 80%. ))
А вот у дикаря цифры мозг не отключают ....
Ну и кто тогда дикарь?
“У Аффтара крыша съехала”
До чего мы договорились? Что учить математику вредно?
- “У Аффтара крыша съехала он ни панемал матиматеку в школе”))
Спешу успокоить: с математикой у меня более-менее ОК. И школу окончил с припиской в аттестате: “за особые успехи в изучении …”. И в ВУЗе справлялся, и в аспирантуре. А главное - в реальной жизни.
Поэтому Аффтар и не реагирует на цифры, как собака Павлова - на картинку мяса.
Цифра - царица доказательств
Полузнание токсично. “Полуправда опаснее лжи”
Поверхностное знакомство с математикой, даже с арифметикой - оглупляет.
- Быть вообще "не в курсе” безопаснее, чем сдать ЕГЭ по "базовой математике”.
Когда человек “не в курсе”, то он не реагирует: не на что. Это простая психофизиология.
Хотя, согласен с вами: граница очень тонкая.
Она проходит между
- ”Я знаю, что не знаю” и
- “Я не знаю, но думаю, что знаю”.
“Гуманитарии” подвержены гипнозу цифр сильнее
Чем меньше человек сталкивался с настоящей наукой, тем больше верит цифрам.
Одни верят в Бога. Другие в “цифры - доказательства”.
Вера вызывает реакцию.
“Не понимающие, но абсолютно уверенные” становятся агрессивными. Как собака Павлова, которой наступили на хвост. В комментариях на этом канале есть таких штуки 2-3, “буйных”.))
“Как это относится к моему ребенку”?
- “Может все это и так. Ну и что? Как это скажется на жизни ребенка?”
Сейчас расскажу.
… Сам я не покупал билеты МММ потому, что тогда жил не в Москве)). Но у меня работали двое парней, выпускников МФТИ, которые попытались купить “горящие путевки в Рай. Недорого”.))((
О чем думают те, кто “пирамидится”? Верят цифрам, подсчитывают доходность. Доходность чего они считают?
Может прежде подумать: возможно ли то, что мы “считаем"?
Как Ньютон купил билеты МММ
Ньютон пробыл в школе 4 года. Следовательно, получил домашнее образование. Может поэтому и стал умным?
Вообще-то Исаак был “инклюзивный". Родственники отказались, а бабушка выходила его, сильно недоношенного, козьим молоком. А еще он заикался, был аутистом и подолгу сидел под деревом)).
Но после того, как ему на голову упало яблоко и он стал великим ученым ... Он все-таки купил свой “билет МММ”. И потерял 20 000 фунтов - почти все состояние!
Не верите?
Тут о “Компании Южных морей”, первой финансовой пирамиде, акции которой купил величайший ученый. А подробнее - в книге Ч.Маккея “Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы”
Понимание математики не гарантирует понимание жизни
“Я могу вычислить движение небесных тел, но не степень безумия толпы” И.Ньютон
Исаак сам и оказался толпой, безумие которой не смог вычислить математически. Зато смог понять нечто ...
Даже если Ньютон погорел на финансовой пирамиде, то спросите себя: “Поможет ли вашему ребенку поверхностное знакомство со школьной математикой?” Чего ожидать от малообразованных школьников, которым задурить мозги - легче, чем “2 пальца об асфальт”? (Как выразился Дядя Саша, ведущий “Детского радио”).
Последнее озарение Ньютона
Ньютон, в отличие от "школьников", кое-что понял ...
К чему пришел в конце жизни И.Ньютон? И какой урок мы можем извлечь, чтобы защитить ребенка от дебилизации полу-образованием?
Исторический факт: И.Ньютон создал теологический труд, который считал главным достижением своих изысканий.
Далее - моя догадка ...
Да, догадка. Но основанная на опыте работы с акциями, включая и опыт крупных потерь. Я очень хорошо понимаю, какие эмоции испытал И.Ньютон, вложившись в “Компанию Южных морей”.((
Мне кажется, он понял: математика не обладает самодостаточной ценностью. Это инструмент чего-то большего, что выходит за ее пределы. И изучать ее нужно по-другому. Более широко. Поверхностное же знакомство с “Царицей наук” для большинства вредно.
Как и все, что "наполовину" ...
Но что с этим делать?
Нельзя же не учить математику в школе? А глубоко понять ее в школе - ну никак не получается.
Есть способы если не разрешить, то сгладить это противоречие. Об этом - во второй части статьи.
Согласие с основной идеей статьи -Лайк. Подписка - продолжение разговора.