Найти в Дзене
АвТОгус

Henderson, мотоциклы бывшие круче Harley-Davidson.

Когда-то, еще в 90-х годах мне попалась на глаза фотография очень необычного мотоцикла, под которой значилось, что это Henderson KJ Steamliner. Двухколесная машина была полностью капотированной и имела удивительно обтекаемые формы. Если бы не два колеса, то он бы походил на автомобиль. Чуть позднее я стал собирать информацию об этой машине и самой компании. Тогда интернета не было и делать все было сложнее. Но тут, недавно, как-то просматривая фотографии двухколесных машин я вновь наткнулся на снимок этого красавца и решил вспомнить о фирме его производившей.

Новый, двадцатый век только разменял первое десятилетие все бредят машинами с двигателями внутреннего сгорания. Они теперь более надежны и их можно приспосабливать почти на любое транспортное средство. И вот как-то сидя за ужином в еще не ставшем Сердцем автомобильной промышленности США Детройте два брата Уильям и Том Хендерсон решили придумать собственное средство передвижения. Хотя нет, конечно же не придумать, первый мотоцикл появился на год раньше первого автомобиля и свои поездки на нем Готлиб Даймлер осуществлял еще 1885. К тому же во всем мире двухколесная тенника приобретала все большую популярность благодаря таким фирмам как английские Matchless, Royal Enfield, Triumph и BSA, бельгийской FN, американским Indian и Harley-Davidson, шведской Husqvarna, немецкой NSU и итальянской Benelli.

-2

Но, в основном все они делали двухколесные машины с небольшими силовыми агрегатами. А вот братьям пришло в голову создать длиннобазный аппарат, длиной почти 170 сантиметров, да еще и оснастить его рядной четверкой объемом в литр. Над эмблемой особо не заморачивались, просто написали собственную фамилию на баке, над конструкцией вроде как тоже не особенно мудрили. Подвесок не было, передача была одна, а привод на заднее колесо осуществлялся при помощи кожаного ремня. Цену видно тоже взяли с потолка, модель, которую назвали «А» оценили почти в 400 долларов. Шаг довольно смелый, учитывая тот факт, что модели с таким мотором уже в США активно продавали Indian и Harley-Davidson. Тем не менее уже через год продажи пошли. К 1913 ремень заменили на цепь и добавили новый топливный бак, улучшили тормоза и …. как результат один из редакторов авторитетного мотоциклетного журнала объехал на модели с индексом «В» земной шар.

-3

Согласитесь отличная и бесплатная реклама. Знаете чем отличались машины братьев Хендерсон от других? Огромной рамой, чтобы там мог поместиться и мотор о шести цилиндрах. Именно поэтому в 15-м году раму обрезали на 20 сантиметров, установили двухскоростную коробку и вновь доработали тормоза. Управляемость даже на высоких скоростях улучшилась. Потом было еще несколько машин которые по уже сложившийся традиции именовали буквенными индексами. В 1917 Henderson Model G трижды попадала в книгу Рекордов Гиннеса.

-4

Увы, братья были как это обычно бывает отменными инженерами, но совершенно ничего не смыслили в бизнесе. Казалось бы они делаю мотоциклы гораздо более надежными и быстрыми, чем у основных американских конкурентов, но вот вовремя подсуетиться и получить, к примеру военный заказ, в Европе началась Первая мировая, у них не получалось. Начались перебои с поставками запасных частей, стоимость мотоциклов росла, заказы были, но выполнить их не было никакой возможности. И тут, как обычно, им повстречался некий Игнац Швин владевший не только самой крупной в США компанией по производству велосипедов Schwinn Bicicle Company доминировавшей на рынке до конца двадцатого века, но уже прикупивший фирму Excelsior. Он сделал братьям Уильяму и Тому Хендерсон предложение от которого они не смогли отказаться. И фирма стала называться Excelsior- Henderson. Братья правда в фирме остались, но об этом и о том как создавался тот замечательный и красивейший байк Henderson KJ Steamliner я расскажу в другой раз.