Предваряя ряд статей про различные типы мотоэкипировки, хотелось бы поговорить про то, как её вообще покупать. Приведённая ниже информация - это взгляд с обратной стороны, со стороны продавца. Надеюсь, что вам будет полезно и интересно.
Очевидно, что все мотоциклисты или те, кто хочет приобщиться, рано или поздно посещают магазины мотоэкипировки и аксессуаров. Некоторые, зачастую, просто заходят поглазеть – интересно же.
Я достаточно долгое время проработал администратором одного из таких магазинов, а затем много лет продавал всё тоже самое через интернет магазин (в сумме больше 10 лет). Опыт, в общем, есть. В этой статье, я хочу рассказать об особенностях посещения магазинов мотоэкипировки, которые могут быть не очевидны снаружи.
Магазин мотоэкипировки - это не хлебный магазин, в котором можно выбрать товар по цвету, запаху или каким-то своим личным предпочтениям. Понятно, что в экипировке предпочтения тоже учитываются, но не забывайте, что экипировка – это, прежде всего, защита. Не повседневная одежда, которую Вы выбираете по удобству/внешнему виду. При выборе экипировки первоочередным критерием должна быть безопасность.
Если Вы новичок и плохо понимаете в экипировке, очевидно, что Вы обратитесь к продавцу за помощью. Вот тут начинается самое интересное.
Для того, чтобы получить реальную помощь, Вам нужно самому себе ответить на несколько вопросов:
1.Какой у Вас опыт вождения?
2.Какой у вас есть/будет мотоцикл?
3.Где Вы на нём собираетесь ездить?
4.С какой скоростью?
5.На какие расстояния?
6.В какую погоду?
7.На какую сумму Вы рассчитываете закупиться?
Если продавец грамотный, то он сам задаст Вам эти вопросы после того, как Вы подойдёте к нему и скажете что-то типа: «Мне нужна экипировка». Возможно, эти вопросы будут заданы по ходу подбора. Но так или иначе, без выяснения ответов на эти вопросы продавцу, не знакомому с Вами, будет крайне трудно помочь Вам сделать правильный выбор.
Объясню почему.
Ответ на первый вопрос необходим, чтобы определиться с тем, есть ли у вас хоть какой-то опыт вождения мотоцикла. Абсолютное большинство мотоциклистов учатся примерно одинаково: мотошкола (иногда покатушки по гаражам с друзьями) => осторожные поездки по району => поездки на работу/дачу/еще куда-то => осознание того, что Росси - щенок по сравнению с тобой => расплата за предыдущий пункт => спокойная езда. Понятно, что есть разные отклонения. Некоторые покупают мотоцикл в соседнем городе и, впервые садясь за руль, гонят его к себе домой в одиночку. Такое бывает редко, но иногда встречается. Некоторые всю жизнь гоняют, как ужаленные. Но в целом, большинство ездит примерно одинаково.
Ответ на второй вопрос подскажет продавцу тип вашего мотоцикла – спорт/турист/эндуро/чоппер/скутер и тп. В зависимости от этого он будет советовать и тип экипировки. Можно, конечно, и на скутере в горбатом комбезе ездить (а на треке не только можно, но и нужно), но для городской езды – это слишком. С мотоциклом, предполагающим прямую посадку, использовать спортивный экип, который скроен так, чтобы спортсмен мог чувствовать себя более-менее комфортно в позе креветки на спортбайке, будет крайне неудобно. Многие мышцы будут постоянно напряжены. Это ведёт к ускоренной усталости. Как следствие, рассеивается внимание, что может служить причиной аварии. В общем, экипировка должна соответствовать тому типу мотоцикла, который у Вас есть.
Третий вопрос покажет, что вам ближе: туристические поездки, перемещения по городу, езда по бездорожью или совмещение нескольких пунктов сразу. От этого тоже зависит тип экипировки. Для городской езды можно подбирать более узкоспециализированную экипировку. Например, только на жаркую погоду. Или только на холодную. Ведь находясь в городе, вы можете при изменении погоды быстро добраться до дома и переодеться (или вообще спешиться). В то время как на трассе Вам нужно рассчитывать только на то, что есть с собой. Для бездорожья вообще нужна отдельная экипировка.
Четвёртый вопрос поможет узнать, насколько вы безбашенный. Плюс, по тому как человек на него отвечает (сколько думает, улыбается или нет и пр.) можно понять говорит ли он правду. Если Вы собираетесь ездить быстро (пусть даже по городу), скажите об этом прямо. Никто Вас в магазине за это расстреливать не собирается. Все продавцы и так знают, что многие байкеры гоняют по городу под 200 (а многие и сами так делают). Будете ли Вы одним из них, им, по большому счету, всё равно. А вот если вы скажете, что будете ездить не более 40км/ч, есть серьезный шанс, что Вы получите шлем для скутера и мотокроссовки вместо пластиковых мотобот с хорошей защитой для вашей реальной езды на треке. Оцените правильно свои силы. Не врите при ответе на этот вопрос.
Пятый вопрос в некотором роде перекликается с третьим. Если Вас интересуют реальные дальняки, то Вам необходима качественная, максимально универсальная туристическая мотоэкипировка. Если дальняк для вас – это 30 км до дачи, то вполне можно обойтись городским экипом и дождевиком на случай ухудшения погоды. Даже в этом случае вы сможете быстро добраться до пункта назначения и переодеться. Если же Вы уехали за полторы тысячи км от дома, то выход из сложившейся ситуации нужно искать на себе и в кофрах – больше негде.
Опять же, не врите ни себе, ни другим при ответе на шестой вопрос. Если Вы реально собираетесь ездить до ближайшей тусовки только в солнечную тёплую погоду, то вам нужна одна экипировка. Совсем другой случай, если Вы ездите на работу на мотоцикле в течение всего сезона каждый день в любую погоду.
С седьмым вопросом всё, вроде, очевидно. Если Вы скажете, что бюджет неограничен, то Вам будут предлагать топовые модели. Если скажете, что нужно купить всё за 3 копейки, будут стараться предложить самое дешёвое. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что за 3 копейки практически невозможно купить качественную экипировку. Соответственно, бесполезно спрашивать продавца: «А это хороший шлем?». В лучшем случае он Вам скажет, что у этого шлема превосходное соотношение цена/качество. Понятно, что иногда можно и за недорого купить неплохую вещь, но это бывает редко. Рассчитывайте на то, что экипировку придётся менять быстрее, чем более дорогую и качественную (При этом в случае падения, вполне возможно, она обеспечит нормальную защиту. А может и не обеспечит). Соответственно, при неограниченном бюджете никто не будет Вам пытаться сбыть всякий хлам. Продавцам интересно продать на бОльшую сумму. Это нормально, у них от этого зарплата зависит. При этом не нужно думать, что советуя Вам что-то дорогое, они вам «впаривают». Вы же сами сказали, что деньги для Вас не имеют значения. А если за эти деньги можно купить всё самое лучшее, почему бы не предложить это Вам?
В общем, продумайте эти вопросы и ответьте на них хотя бы сами себе. После этого Вам будет проще общаться с продавцом. Если он сам Вам их не задал, то обязательно интересуйтесь после того, как он вам предложил тот или иной вариант: «А чем этот вариант лучше/хуже/отличается от соседнего?» Выбор должен быть обоснован. Если продавец не может обосновать, а отвечает общими фразами или просто мычит что-то невнятное, советую обратиться к другому продавцу.
В идеале, Ваш диалог должен начинаться следующим образом:
- Здравствуйте, подсказать Вам что-либо?
- Здравствуйте. Да, мне нужна помощь в выборе экипировки. Я новичок и не очень хорошо разбираюсь в этом. Сейчас хожу в мотошколу. После неё планирую ездить на 600 фазере. В основном буду ездить по городу на работу каждый день в любую погоду. Хотелось бы уложиться с ног до головы в 60к.
Вы сообщили продавцу всё, что необходимо. Дальше могут быть уточняющие вопросы, но главное Вы сказали.
(продолжение во второй части)