Найти в Дзене
Мирослав Валькович

Профилактика или защита?


Когда я впервые услышал про
законопроект о “профилактике семейно-бытового насилия”, безусловно, обрадовался. Речь в том, что правоохранительная система - это, прежде всего, недопущение преступности, а не только ловля преступников по уже совершившимся фактам. Это как и со здравоохранением - от слов “охрана здоровья”, хотя все подразумевают систему лечения болезней. Здоров не тот, кто лечится, а здоров тот кто не болеет.

Ну и вот когда появились первые заголовки, мне стало интересно и я погрузился в тему. К сожалению, первое прочтение текста закона, комментарии его сторонников и противников не дали ответов на некоторые вопросы, и даже наоборот… появилось множество новых. Именно поэтому я предложил организовать дискуссию по этому вопросу, что и было сделано. Огромное спасибо ЕКД, РБК и всем кто принял участие. И вот, по результатам у меня уже более-менее сложилось собственное отношение к данному вопросу.

Фотография с публичной дискуссии ЕДК
Фотография с публичной дискуссии ЕДК

Все же по сути и духу текста предлагаемого закона (не важно в какой редакции), ему больше подходит заголовок “Закон о защите жертв семейно-бытового насилия”. Во-первых, потому, что основа закона (что неоднократно подтверждали и разработчики и его сторонники) - это “Защитное предписание”, которое призвано охранять потенциальных жертв насилия от агрессора (что безусловно важно). Во-вторых, про саму профилактику там очень мало и достаточно поверхностно. Скорее там речь идет именно про профилактику повторных нарушений, когда сама агрессия уже случилась. Так в законе есть понятия: профилактические беседы, профилактический учет и профилактический контроль лиц, которые уже подпадают под указанный закон (т.е. нарушителей). Но там практически отсутствуют вопросы что делать, дабы таких нарушителей просто не было в принципе? Собственно самой профилактики нет.

Как я вижу решение. Разделить вопрос и вынести их в два отдельных документа:

  • “Закон о защите жертв семейно-бытового насилия и профилактика повторных правонарушений”

Здесь я даже готов согласиться с оппонентами действующей версии законопроекта в той части, что многие вопросы уже отражены в других правовых актах. Возможно, вместо принятия нового Закона нужно просто провести пакет комплексных правок и редакций в уже действующее законодательство, поскольку все указанные механизмы в той или иной мере прописаны и ранее (включая и защиту, и профилактический учет и пр.). Но этот комплекс правок должен быть весомым и действенным, дабы механизм заработал в той мере, о которой говорят разработчики. Хотя при этом и не вижу никаких проблем в создании отдельного Закона. Пусть решают профессионалы юристы с точки зрения буквы.

  • “Федеральная программа по профилактике семейно-бытового насилия”.

Тут уже огромный комплекс мер с привлечением множества ведомств. Ключевым моментом данной программы должна стать федеральная система государственной психологической службы. Грубо говоря, должны появиться не только участковые полицейские и врачи, но и участковые семейные психологи. Причем роль данной службы не будет ограничиваться лишь вопросами семейно бытового насилия. Данная психологическая служба должна:

- присутствовать в школах и работать с детьми в сложных ситуациях, в том числе вести факультативы по семейным взаимоотношениям. Этот же школьный психолог может выявлять и предпринимать меры по предотвращению других асоциальных действий (наркомания, суицидальные настроения, расстрелы в школьных учреждениях и пр.)

- оказывать добровольную психологическую помощь семьям в кризисных условиях (ссоры, конфликты, желание развестись, измены, аборты и пр.)

- оказывать обязательную психологическую помощь по решению суда, в том числе правонарушителям, агрессорам и пр. в профилактируемых целях

- оказывать психологическую помощь лицам, которых привлекли к административному аресту в местах их пребывания и СИЗО, а также лицам после отбывания срока, для последующей социализации в обществе

- координировать работу всех телефонов доверия, по принципу одного номера.

Причем, я считаю допустимым или даже желательным, чтобы любой человек мог выбирать, от кого он хочет принимать помощь, либо от единой государственной психологической службы, либо от священнослужителей той религии, к которой человек себя причисляет, либо аккредитованной НКО.

Сегодня такой единой службы просто нет. Существует множество разных служб для отдельных категорий граждан, разные “горячие линии” и пр. и пр. Все это нужно объединить в одну для систематизации работы.

Любая семья, ребенок, мать… любой гражданин должен знать телефон/место/конкретное имя своего семейного психолога, куда он может обратиться за помощью, также, как он знает контакты участкового врача или сотрудника полиции. Вот тогда можно будет говорить о системной профилактике не только в рамках закона о семейно-бытовом насилии, но и множество других общественных проблем и агрессии в целом.