Весь смысл современного искусства рассказал мне Николай Носов в своей мудрой повести "Незнайка на Луне". Помните, что сказал Козлик?
"Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить"
В декабре 2019-ого случилась любопытная история: банан, приклеенный к стене изолентой, был продан за $120 000. Композиция итальянца Маурицио Кателана называлась "Комедиант". Она была выставлена на арт-ярмарке в Майами французской галереей Perrotin. Оригинал тут же ушёл за $120 тысяч. По словам галериста, Маурицио как никто умеет вдохнуть в банальный атрибут материального мира высокий смысл и душу.
Но сразу после сделки случилось страшное: художник Дэвид Датуна сорвал и съел купленный французским коллекционером банан. Его, как и полагается, задержала полиция, но отпустила без обвинений. Датуна сказал, что "было вкусно" и назвал поступок "перфомансом голодного художника".
История быстро разлетелась по СМИ, и мировые знаменитости не упустили возможность сорвать свою долю хайпа. В Twitter бразильский автогонщик Лукас Ди Грасси продавал свой шедевр "Манго, приклеенное к двери" за 121 тысячу долларов.
И, конечно, бренды ожидаемо присоединились к этому хайпу. Burger King высмеял историю со съеденным на выставке бананом в новой рекламе. В своей кампании сеть предложила более дешевую альтернативу арт-объекту.
Сеть фастфуд-ресторанов Burger King во Франции запустила рекламу «Осторожнее с тем, что глотаете» с изображением приклеенного скотчем к стене банана и одного кусочка картофеля фри, также прикрепленного скотчем. Кампания была создана парижским агентством Buzzman.
Их конкуренты - сеть McDonald's - ответили целой коллекцией принтов, на которых представили почти весь спектр своей продукции, даже не изображая её. Размеры показывает оторванный от стены скотч. Взгляните!
Я по профессиональному долгу отслеживаю подобные истории. А когда меня как эксперта в области провокативной рекламы спрашивают об этом, всегда рассказываю историю одного художника-абстракциониста, которого, впрочем, никогда не существовало. Расскажу это и вам.
Чувство полноты и завершённости композиции - вот что признавали главным в творчестве абстракционисты, как раз после того как Кандинский завершил свою акварель в 1910 году. Спустя 54 года хорошенько подпортили репутацию этому стилю на выставке в Гётеборге.
⠀
Всё состоялось благодаря парочке шутников-журналистов, решивших проверить свою гипотезу. Публика на выставке увидела четыре картины нового художника Пьера Брассо и пришла в восторг! Критики их поддержали. Так, именитый искусствовед, обозреватель шведской газеты Рольф Анденберг писал: «Пьер Брассо пишет мощными мазками, его кисть извивается на холсте с яростной утонченностью… Пьер — художник, выступающий с деликатностью балетного танцора…».
⠀
Стоимость картинок Брассо неуклонно ползла вверх. До тех пор, пока не выяснилось, что никакого художника Брассо никогда не существовало. Автором картин оказался шимпанзе из местного зоопарка. Зачинщики эксперимента подговорили наблюдателя дать обезьянке бумагу, кисти и краски - картинки были отрисованы весьма быстро. Осталось дело за малым: маркетинговой стратегией вывода на рынок работ новоиспечённого абстракциониста...
И это не единственный случай: историки искусства, надеюсь, хорошо помнят полотно "Закат над Адриатикой", которое выставлялось в Париже 1910 года. Тогда оно собрало немало положительных отзывов об авторе Иохиме Боронали, который, на поверку, оказался... ослом по кличке Лоло! Картину приобрели за 250 франков: деньги по тем временам вполне приличные, хорошо, затейники передали их в детский приют...
А в наше время встречаются вот такие картинки. Это рекламный ход от клиники пластической хирургии, занимающейся фаллопротезированием.
Грамотное позиционирование и понимание покупателя - наше всё. Иначе чем объяснить покупку в 2012 году на аукционе Christie’s в Лондоне за $ 1,5 млн листа красной бумаги с семью разрезами под названием "Пространственная концепция"? Или - в этом году - банана, приклеенного скотчем, за 120 000 долларов США? ⠀
Маркетинг - не искусство. Он - сугубо прикладное творчество: для решения задач бизнеса. Жаль, многие об этом не помнят...