Италия – родина оперы – несмотря на кризисные тенденции и в самом жанре, и в театральной практике его воплощения, остается страной оперной.
Открытие сезона в «Ла Скала» – это по-прежнему событие общенационального масштаба; оперные театры, пусть и с ограниченным сезоном и по системе стаджоне, но все же функционируют в больших и малых городах страны, их реально много; в стране проводится немало оперных фестивалей, при чем, не только в летние туристические месяцы.
Один из таких очень примечательных форумов обосновался в древнем ломбардском Бергамо, на родине великого мастера бельканто Гаэтано Доницетти. Монографический праздник музыки, целиком посвященный гению-земляку, проводится здесь с незапамятных времен, но только в последнюю пятилетку он стал обретать черты концептуально продуманного смотра.
Пришедшая несколько лет назад сюда новая команда во главе с Франческо Микеле стремится преодолеть провинциальную местечковость, малоизвестность этой институции, раскрутить ее в общемировом масштабе, сделать не менее знаковой и узнаваемой, чем монографические фестивали в Пезаро, Парме или Торре-дель-Лаго.
Доницетти этого вполне заслуживает: его огромное наследие, в котором немало по-настоящему великолепной, проникновенной и захватывающей музыки, способно обеспечить проведение даже и не одного фестиваля и привлечь внимание музыкальных туристов-меломанов со всего мира.
Нельзя сказать, что Доницетти сегодня забыт: его оперы, по крайней мере, самые известные, ставятся регулярно как на главных мировых сценах, так и в театрах поскромнее. Но до обожания, каким в Италии окружено имя Верди, или до скрупулезного научного изучения-пиетета, каковым благодаря Альберто Дзедде обеспечили Россини, еще очень далеко.
Часто, когда рассуждают о Доницетти, все время невольно ставят его как бы на второе место в иерархии итальянских композиторов – не так искрометен и зажигателен как Россини, не так мелодически одарен как Беллини, не так драматически убедителен как Верди. Между тем, Доницетти – это целый мир, своеобразный и неповторимый, в котором чего только нет – и развеселые комедии, и ироничные фарсы, и лирические трагедии, и исторические фрески из самых разных эпох и уголков мира. Ну кто еще написал целых две оперы о русском царе Петре, или целый цикл об английских монархах, о загадочной Византии или первых христианах древнего Востока?
Для меломана из России побывать на доницеттиевском фестивале – не такое уж сложное дело: Бергамо находится всего в полусотне километров от Милана, до которого из нашей страны есть немало авиарейсов, более того, из Москвы есть прямой самолет непосредственно в Бергамо.
Осенний Бергамо – а фестиваль проводится в ноябре, вокруг дня рождения маэстро – прекрасен: не так многолюден, как летом, нет изнуряющей жары, и в то же время еще совсем тепло – когда в России уже вовсю бушует зима, тут есть шанс захватить кусочек золотой осени.
Фестиваль стремится показать творчество бергамасского мастера всесторонне и в полном объеме. Помимо оперных спектаклей, которых обычно к каждому форуму готовят три, проводится немало концертов разных форматов – звучат и сочинения крупной формы, и камерные вещи, как вокальные, так и инструментальные.
Оперы стремятся поставить постепенно все – а их у Доницетти около семидесяти: в настоящее время проводится долгоиграющая акция «Доницетти – 200», суть которой – хронологически исполнить все наследие композитора ровно через двести лет после мировой премьеры каждого опуса.
Например, на только что завершившемся фестивале этого года была представлена опера «Пётр Великий, или Ливонский плотник», поскольку ее мировая премьера состоялась в Венеции в 1819 году. Эта опера нечасто появляется на мировых сценах, но, на удивление, в России была уже поставлена – в 2003 году к 300-летию Петербурга в Камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ-опера» режиссером Юрием Александровым.
Второй раритет фестиваля-2019 – «Ангел Низиды». Это название неизвестно практически никому. Опера сочинялась для Парижа, но света рампы так и не увидела, поскольку французский театр, заказавший ее Доницетти, разорился. Большая часть музыки «Ангела» была использована позже композитором для «Фаворитки», получившей мировое признание и популярность, да и фабула сюжета – в сущности та же, хотя имена героев и место действия – иные.
Долгое время первоначальный вариант, то есть «Ангел» считался утерянным, однако совсем недавно был восстановлен, и до Бергамо уже состоялось его концертное исполнение в Лондоне в прошлом году. Как утверждают итальянские музыковеды, вновь обретенного «Ангела» нельзя считать редакцией или вариантом «Фаворитки», а только абсолютно самостоятельной оперой, поскольку страницы партитуры содержат немало музыки, которая никогда прежде не звучала.
На фестивале-2020 тех, кто доедет до осеннего Бергамо, ждет встреча с популярной «Дочерью полка» и редкой оперой «Марино Фальеро» (1835), остальная программа будущего смотра пока не анонсирована, эта информация ожидается в самом ближайшем будущем. Обещают, что в будущем году фестиваль пройдет на двух основных площадках – в Театре Доницетти, здании 19 века, построенном уже после смерти композитора, находящемся ныне на реконструкции, и в старинном театре «Сочиале», который расположен в средневековом городе и который в этот раз был основной сценой форума.
Роль же популярного топа на фестивале-2019 играла «Лукреция Борджа» – великолепная драматическая ренессансная фреска об отравлениях, заговорах и любовных несовпадениях.
Эта опера не так уж часто появляется на мировых подмостках – гораздо реже, чем того заслуживает ее первосортная музыка, насыщенная головокружительными по красоте ариями и ансамблями и имеющая совсем не аккомпанирующий, а весьма выразительный, драматургически самодостаточный оркестр. Слушая эту невероятно насыщенную партитуру, буквально утопаешь и купаешься в звуках и можешь по-настоящему оценить исключительный гений Доницетти.
Тут сделано ладно буквально все: и шикарные вокальные номера, дающие емкие, образные зарисовки характеров героев, и убедительное сквозное развитие, и умелая драматургия номеров, основанная на принципе контраста. Мелодическая роскошь композиторского дара просто завораживает: и кто сказал, что Доницетти не так одарен белькантовой кантиленой, как Беллини? – по-моему, чушь полная!
Расклад голосов классический для опер того периода: господствует квартет баса, сопрано, тенора и контральто, а кроме них – еще целая группа мужских голосов на более скромные, но также весьма интересные, выразительные партии друзей Дженнаро и Орсини.
В Бергамо-2019 вокальное исполнение оказалось почти безупречным, что говорит о том, что руководство фестиваля, поддерживая его реноме, стремится к очень высокому уровню музыкальных интерпретаций.
Титульную героиню спела итальянская примадонна Кармела Ремиджо: несколько лет назад ее сольный концерт в Москве оставил странное впечатление – моцартовским голосом сопрано пыталась убедить в Пуччини. Пластичное бельканто, где децибелы и насыщенность звучания менее важны, ей, конечно, подходит больше, чем веристские страсти, однако и ее Лукреции не хватало масштабности и харизматики – голос звучал бедновато, скромно, не всегда ярко.
Ремиджо, конечно, обладает крепким мастерством, владеет колоратурой и верхним регистром, кроме того, она неплохая актриса и красивая женщина, что уже немало, однако ее героиня оказалась слишком нежной и легковесной, совсем не такой значительной, как мы привыкли слышать в этой партии, памятуя интерпретации Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье.
Словом, она понравилась менее всех. А вот более других запомнилась армянская певица Вардуи Абраамян в контральтовой партии Маффио Орсини: голос яркий и в то же время мягкий, красивого тембра с оттенком горького шоколада, великолепное владение кантиленой и колоратурой, звучание насыщенное и легкое одновременно, выровненность голоса по всему диапазону, который необычайно широк, а пение уверенное как на крайних верхних, так и крайних нижних нотах. Иначе говоря – бельканто без дураков.
Ранее в Москве Абраамян выступала в партии Кармен в Большом театре и в Реквиеме Верди (с маэстро Т. Курентзисом) – и то, и другое было спето очень хорошо, но, конечно, в партии бельканто талант певицы раскрывается особо, именно эта музыка – для ее великолепного инструмента. По нынешним времена найти контральто, да еще и качественное – редкая удача, и кастниг-директору доницеттиевского фестиваля она явно улыбнулась.
Испанский тенор Хавьер Андуага в партии Дженнаро порадовал ярким и сочным звуком, пением смелым, не знающим технических проблем. Иногда, казалось, певец даже слишком красуется, демонстрируя безграничные возможности своего голоса, буквально поливая зал звуковым потоком невероятной интенсивности, однако, справедливости ради стоит отметить, что все-таки художественное ни разу не было принесено в жертву «спортивно-цирковому»: там, где того требовал образ, Андуага начинал петь мягко, нежно, лирично, уходя на чарующие пианиссими.
Превосходное впечатление оставил и хорватский бас Марко Мимица: его гранитный голос звучал словно царь-колокол, оглушая и пугая (но не пережимая – в рамках эстетики бельканто), благодаря чему образ грозного Альфонса получился весьма колоритным.
Безусловно, стоит упомянуть и исполнителей второстепенных партий, которые все оказались на высоте: Ливеротто – Мануэль Пьераттелли, Газелла – Алекс Мартини, Петруччи – Роберто Майетта, Вителоццо – Даниэле Леттьери, Губетта – Рокко Каваллуцци, Рустигелло – Эдоардо Миллетти, Астольфо – Федерико Бенетти.
Праздник вокала был поддержан Молодежным оркестром Луиджи Керубини, хором Муниципального театра города Пьяченца (хормейстер Коррадо Казати) под управлением замечательной маэстрины Карлы Дельфрате, продирижировавшей последний спектакль фестивальной серии (музыкальным же руководителем и постановщиком фестивальной продукции являлся известный дирижер Риккардо Фрицца). Небольшая неуверенность в ведении партитуры чувствовалась лишь в самом начале: очень скоро Дельфрате «взяла власть» в свои хрупкие руки и провела спектакль без преувеличения блистательно.
Мрачную ренессансную историю о весьма противоречивом персонаже итальянского прошлого воплотил режиссер Андреа Бернард. Есть мнение, что испанский род Борджа в Италии не любили, поэтому и папе Александру Шестому, и его сыну амбициозному политику Чезаре, и его дочери красавице Лукреции намеренно приписывали всякие злодеяния одно другого хуже.
Лукрецию политические противники опорочили совсем незаслуженно: если ее родственники действительно вершили большую политику всеми доступными по Макиавелли средствами (впрочем, тут они мало, чем отличались от прочих политиков той эпохи), то ей, умершей до сорока и родившей с десяток детей, когда по большому счету было заниматься интригами, да еще и такими изощренными – с отравлениями, убийствами, подлогами и пр.?
В опере Доницетти образ Лукреции противоречив, но скорее все же позитивен – она прежде всего нежно любящая мать, страдающая за своего сына и от сложных обстоятельств, в которые попала.
Бернард весьма сгущает краски. В тотально черном пространстве сцены (художник Альберто Бельтраме), где отдельно от всего нависает над действующими лицами роскошный золоченый потолок, словно стремящийся придавить всех и вся, господствуют жестокость и вседозволенность. Нравы грубы, развлечения дики. В прологе зритель видит склонившуюся над колыбелью юную Лукрецию: младенца из люльки похищает никто иной, как сам папа Александр в полном облачении понтифика, еще раз он явится в финале оперы своего рода злым гением-призраком (мимическая роль).
Отношения между Лукрецией и ее супругом Альфонсом д’Эсте напоминают войну без правил – непонятно вообще, как такой союз существует. Друзья Дженнаро и Орсини – конечно же, любовники: эротичные поглаживания и страстные поцелуи не дают в этом усомниться. Все мужчины носят выразительные гульфики (костюмы Елены Беккаро) – их самцовая агрессия подчеркнута еще и так, хотя это, конечно, не противоречит моде тех времен.
Хореографические зарисовки Марты Негрини призваны еще более усилить ощущение, что изображаемое общество вечно пребывает в состоянии похотливой оргии. Контрастный свет Марко Альбы делает картинку резкой и запоминающейся. Впрочем, натурализм постановщиков в целом был уместен и не противоречил ни духу либретто, ни духу музыки.
Из камерных программ фестиваля, исполнявшихся в малых пространствах, запомнились концерт солистов оркестра «Ориджинали» (именно этот коллектив аутентистов сидел в оркестровой яме в «Петре Великом») во дворце Альярди и концерт духового квинтета и молодых вокалистов в доме-музее Доницетти – тот самом, где родился великий композитор. Первый одарил инструментальными произведениями не только «виновника торжества», но также великого Гайдна и менее известной Фанни Мендельсон-Бартольди, сестры знаменитого Феликса.
Прозвучавшие три струнных квартета (фа минор, номер 7; ре минор, опус 76 номер 2; ми-бемоль мажор – соответственно) столь разных мастеров, тем не менее, выявили не только их индивидуальность и различия, но очевидную близость музыкального мышления, так или иначе, связанного с венским классицизмом, и в целом дали контекст эпохи. Старинные инструменты Энрико Казацци, Изабеллы Лонго (скрипки), Эмилио Эриа (альт) и Роберто Раньери (виолончель) пленяли мягким шершавым звуком и неясным, словно затуманенным строем, столь уместным в Гайдне и несколько парадоксальном в более поздних сочинениях.
Во втором концерте наряду с ариями и дуэтами из доницеттиевских опер («Мария ди Роган», «Роберто Деверё», «Лукреция Борджа», «Катерина Корнаро», «Пётр Великий», «Дочь полка») прозвучала и синфония «Che originali!» его учителя и покровителя Иоганна Симона Майра, также гордости Бергамо.
Пьерандреа Бонфадини (флейта), Марино Бедетти (гобой), Фабио Гидотти (кларнет), Алессандро Валоти (валторна) и Оскар Локателли (фагот) явили замечательный ансамбль, сыгранный и умелый, чье исполнение оказалось ярким, выразительным и точным, а аккомпанемент певцам – деликатным, что совсем не просто сделать в маленьком помещении и на таких, весьма капризных и звучных инструментах.
В дуэте певцов первенство принадлежит тенору Антонио Мандрильо, чей инструмент хорошо обработан и справляется с самыми сложными ариями, типа знаменитого хита Тонио из «Дочери полка». Баритон Габриэле Нани, обладающий благородным тембром, пока не так стабилен и уверен в себе, однако уже владеет бесспорной ансамблевой культурой, что сделало совместные номера весьма гармоничными.
13 декабря 2019 г., "Новости классической музыки"