Польская кампания 1939 г продолжалась недолго: чуть больше месяца; поэтому у пилотов противоборствующих сторон было в распоряжении мало времени, чтобы одержать по 5 личных воздушных побед, дающих летчику право на титул аса. Самые удачливые пилоты-истребители и Люфтваффе, и польских ВВС за этот месяц одержали всего по 2-3 победы; лишь два летчика – поляк Станислав Скальский и немец Ханнес Гентцен - сумели за такой короткий срок превысить цифру в 5 личных воздушных побед, и стать первыми воздушными асами этой войны. В бою Гентцену и Скальски не довелось встретиться, так как они воевали в разных местах: поляк – на северном участке фронта, а немец – на южном…
Ханнес Гентцен (Hannes Gentzen;1904-1940) вступил в Люфтваффе в момент их создания, и к сентябрю 1939 г 35-летний гауптман (капитан) был уже командиром авиагруппы JGr.102. Она входила в отряд особого назначения генерал-майора фон Рихтгофена наряду с тремя авиагруппами пикировщиков и одной группой штурмовиков. Группа Гентцена была вооружена истребителями Bf.109D – эта модификация в Люфтваффе к тому времени считалась уже устаревшей, но получить более современные самолеты летчики этого подразделения до начала боев не успели.
Отряд Рихтгофена использовался на острие наступления на Польшу. Тем не менее, первый день войны прошел для JGr.102 спокойно: прикрытые «Мессерами» пикировщики бомбили Велунь, но в воздухе не появилось ни одного польского самолета, и истребители Гентцена остались без дела. На рассвете 2 сентября JGr.102 вновь поднялась в воздух, и вскоре гауптман Гентцен атаковал и сбил польский бомбардировщик, открыв счет своего подразделения. В последующих вылетах этого дня подопечные Гентцена в районе Кракова проштурмовали польский аэродром и провели два успешных воздушных боя. В итоге за день JGr.102 уничтожила 9 самолетов на земле и 7 – в воздухе (1 из них – на счету Гентцена).
Следующие дни JGr.102 занималась штурмовкой шоссе и железных дорог, постепенно перебазируясь ближе к Кракову. А 13 сентября при заходе на штумовку польского аэродрома Гутники у города Броды (в 60 км от советской границы) Гентцен заметил 8 летящих ниже польских бомбардировщиков, и тут же перенацелил на них всю свою группу. Немцы так и не поняли: не то их атака была настолько неожиданна для поляков, что те и не попытались сопротивляться, не то на самолетах были неполные экипажи. Но с бомбардировщиков так и не было произведено ни одного ответного выстрела! Гентцен, шедший головным, в этой атаке «завалил» подряд 4 польских самолета; остальные стали жертвами других пилотов JGr.102. В это время с оставленного в покое аэродрома Гутники взлетели истребители, которым удалось подбить один Bf.109D, который совершил вынужденную посадку на польской территории. Немцы тут же обрушились на атаковавшие их истребители и нанесли им тяжелые потери, после чего проштурмовали аэродром, уничтожив на нем несколько стоявших на земле бомбардировщиков Р.37. На следующий день Гентцен вновь привел свою группу к тому же аэродрому; новая штурмовка еще больше увеличила потери поляков. Всего за 13 и 14 сентября немцы в районе аэродрома Гутники уничтожили в воздухе и на земле 26 польских самолетов.
К концу Польской кампании на счету JGr.102 числилось уже 78 уничтоженных самолетов (29 в воздушных боях и 49 на земле); в результате эта авиагруппа, воевавшая на устаревшей модели Мессершмитта-109, стала самой результативной частью Bf.109 этой войны. А командир JGr.102 гауптман Гентцен оказался единственным немецким асом польской войны - он уничтожил в воздушных боях 7 польских самолетов, в то время, как остальные немецкие летчики сбили всего по 1-2 машины...
Дальнейшая боевая биография первого аса Люфтваффе оказалась недолгой. Во время «сидячей войны» в ноябре 1939 года он сбил французский истребитель Н-75А «Хок». А в апреле 1940 года в ходе наступления на Францию Гентцен, пересевший уже на двухмоторный двухместный тяжелый истребитель Bf.110, «завалил» еще одного «Хока». Эта 9-я воздушная победа стала для немецкого аса последней: 26 мая 1940 года взлетая по тревоге с аэродрома Нефшато, Гентцен зацепил хвостом своей «стодесятки» дерево, стоявшее на кромке летного поля, и его самолет рухнул на землю, похоронив под собой экипаж...
Пилот 142-й польской эскадрильи Станислав Скальский (Stanisław Skalski; 1915–2004) в начале войны был менее опытным летчиком, чем Гентцен – он стал истребителем только в 1938 году. Правда, к сентябрю 1939 подпоручик Скальский уже дослужился до должности командира звена и имел в подчинении трех пилотов.
Уже в первые часы войны Станислав одержал воздушную победу: на рассвете 1 сентября его взлетевшее по тревоге звено истребителей PZL P.11 встретило и атаковало немецкий самолет-разведчик Хеншель Hs.126. Осыпаемый градом пуль, подбитый Хеншель совершил аварийную посадку. Скальский приземлился рядом, взял в плен пилота и оказал помощь раненному наблюдателю, передав затем вражеских летчиков подбежавшим крестьянам. Так как немецкий самолет расстреливали все четыре истребителя звена, победа была засчитана летчикам, как групповая. На следующий день 142-му полку пришлось провести несколько напряженных воздушных боев, отражая атаки немецкой авиации на польские объекты; в схватках этого дня Станислав заставил «воткнуться в землю» два двухмоторных бомбардировщика Дорнье Do.17. Следующую победу Скальский одержал 3 сентября: нагнал и расстрелял очередной разведчик Хеншель Hs.126. А 4 сентября все его эскадрилья была срочно поднята на перехват большой немецкой авиагруппировки, состоявшей из бомбардировщиков Do.17 и Ju.87, которых прикрывали истребители Bf.109 и Bf.110. В ожесточенной массовой схватке Станиславу удалось сбить пикировщик Ju.87, ставший его 5-й воздушной победой. Последнюю, 6-ю победу при обороне Польши поручик Скальский одержал 8 сентября – сбил немецкий двухмоторный дальний разведывательный самолет Ju.86. Затем из-за понесённых потерь и нехватки топлива его эскадрилья практически прекратила боевые действия, а 17 сентября персонал 142-й эскадрильи отступил на территорию Румынии.
Дальнейшая судьба первого польского аса была более счастливой, чем у Гентцена. После капитуляции Польши, не желая сдаваться немцам, Скальский перебрался в Великобританию. В составе английской авиации Станислав участвовал в «Битве за Англию», в ходе которой сбил еще 6 немецких самолетов; затем сражался над Африкой и Средиземноморьем. К 1944 году он дослужился до должности командира Авиакрыла (примерно соответствовавшего по численности самолетов авиаполку), а закончил войну оперативным офицером штаба 11-й истребительной Группы. Его общий счет за время участия в боях составил 22 подтвержденные и 2,5 вероятные воздушные победы - Станислав Скальский стал не только первым, но и самым результативным асом Польши!
Другие статьи канала по теме "Асы 2МВ":
Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата
Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!
"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов
2МВ: Тройка лучших асов Великобритании
«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов
Загадочная «кругосветка» немецкого аса
И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»
Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.
Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.
Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков
«Новозеландская кошка с девятью жизнями»
Великолепная пятерка советских асов-истребителей
Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков
Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.
Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?
«Чертова дюжина» Василия Голубева
Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.